«Все в тюрьме: и ученики, и учителя»

«Все в тюрьме: и ученики, и учителя»
«Все в тюрьме: и ученики, и учителя»
Под занавес учебного года мы хотим поговорить о том, во что превратилась школа в наши дни. Как есть. Честно и без пафоса.

Школьный педагог из Ставрополя живёт с ощущением бесполезности собственной работы, а сложившуюся образовательную практику считает фикцией. Спасает только осознание, что в её силах быть для детей меньше учителем, но больше — человеком. 

Сразу после вуза она пришла работать в небольшую школу на окраине краевого центра, там и осталась. Соцпакет, два месяца отпуска и короткий рабочий день — на одной чаше весов. Постоянное желание вырваться из системы, которая перемалывает каждого, кто не готов подстраиваться, — на другой. 

Учитель не хочет называть своё имя, поскольку расплатой за смелость станет неизбежная травля. Но очень надеется, что со временем школа изменится, и сама стремится сделать хоть что-нибудь, чтобы приблизить этот момент. Поэтому решилась говорить о том, о чём принято молчать. 


Их дети – наша проблема?

По мнению некоторых родителей, классный руководитель — это цепная собака, которая гавкает, чтобы дети учились. «А что там у моего зайчика? Двоечка по химии? Ну вы уж проконтролируйте, чтобы он дошёл, если что, мне позвоните…». 

Иногда кажется, что для отдельных мам и пап школа превратилась в подобие такого лайт-интерната. Ребёнка туда сдал, и можно забыть на время о его воспитании. Его под ключ заперли, потом вернули в целости и сохранности. Я не шучу, наша школа на время уроков под замком. Чтобы за углом не курили и никуда не сбежали через дыру в заборе. В итоге до 18 лет у детей нет шанса узнать, какого это — нести за самого себя ответственность. А потом мы слышим об инфантильности молодого поколения, и удивляемся — как же так вышло?

В моей должностной инструкции есть один пункт, который я всей душой ненавижу: пока школьник на моём уроке, за его жизнь и здоровье ответственна я. Не охранник, не мама с папой, не он сам, пусть даже это уже здоровенный детина, который в три раза сильнее меня. Формально — отличное решение. Если что-то случается, рядового учителя пускают «в расход». 

Зимой, когда была история с поножовщиной в пермской школе, мы ужаснулись. Что делать в такой ситуации? На нож бросаться. Наверное, так это себе представляли чиновники, когда писали должностную инструкцию учителя. 

У нас учатся дети, которых принято называть «неблагополучными». Помню, был среди них один парень, к которому я боялась поворачиваться спиной, а ведь это был всего лишь семиклассник. Вот так и работаем: боимся и надеемся — лишь бы не со мной. 


Приучены не сопротивляться

Есть учителя, которые держат за шею каждого ребёнка. И они выходят идеальные — хорошисты да отличники. Но это ломанные дети, калеченные. Сидят, боятся шелохнуться. Стоит кому-то не согласиться – «Что ты тут вякаешь?!». 

Чему учит школа? Взаимодействию в тюрьме. Как выжить там, откуда нельзя просто так выйти, где нет ручек на окнах и замков в туалетах. Как подстроиться к учителю, который устроил травлю. Где можно словить халяву, а где — кровь из носу получить пять. 

Еда по расписанию и без всякого выбора. Причём классного руководителя распинают, если дети не ходят строем на обед. Столовой нужна выручка. Но ненормально в наше время заставлять детей есть то, что они не хотят. Да, раньше «бери что дают» было нормой, но жизнь ведь изменилась.

Кто помладше – с садика приучен не сопротивляться, старшеклассники уже носят обеды в ланч-боксах. Если дети позволят себе не успеть запихать в себя еду за 15 минут, поднимется вой: «они у вас на уро-о-о-оки опа-а-а-аздывают!». А как по мне — пусть опаздывают, но едят нормально. Сделайте одну получасовую перемену, и не будут опаздывать. Но нельзя — вдруг свободы станет слишком много. 

Все в тюрьме: и ученики, и учителя. Говорят, что у нас скоро видеокамеры повесят в классах и будут слушать, что мы им говорим. Тогда картина будет полной. 


Сегодня будем учиться плавать

Программа не позволяет подготовить к ЕГЭ на пять. Моя задача, как учителя обычной школы для детей с окраин, – научить каждого на три, а не развивать лучших. В итоге тысячи часов жизни ребёнка уходят на то, чтобы посидеть и подождать, пока самый отстающий или упирающийся одноклассник доберётся до тройки.
Профессиональный репетитор натаскает на ЕГЭ за 100 часов. Даже восьмиклассника. Зачем в школу ходить? Я искренне не понимаю, хоть и являюсь частью этой системы. Своему ребёнку со временем предложу перейти на домашнее обучение. Будет очень тяжело смотреть на то, как он тратит жизнь впустую. 

В школу ежедневно приходят фантастические распоряжения чиновников. Например: собрать информацию, сколько учеников болеет и каким конкретно видом заболевания. В минздраве нельзя спросить? Зачем, ведь есть учителя. Когда была истерия с «Синими китами», будьте любезны, мониторьте аккаунты детей, в каких они группах состоят. Почему учитель?! Потому что. А самое главное, что он добьётся? Ничего, но это и не важно, когда приоритет не на результате, а на отчётности. Моё любимое — сделайте план по обучению детей плаванию. В школе, где отродясь не было бассейна. Ложимся дружно на линолеум и гребём… 


90% распоряжений выполняется фиктивно или левой пяткой. Особенно по воспитательной работе. Но даже на фикцию уходит много сил. Пример: план воспитательной работы классного руководителя. Мы делаем его на случай, если сверху спросят. Там так красиво расписано, какие у нас классные часы, какие темы душевные обсуждаем. На деле это обычно выглядит так: «кто не сдал, кто не принёс, кто без сменки, у кого двойка». 

В обычной школе выполняют только те распоряжения, за которые есть шанс получить по голове. У нас до недавнего времени были даже фиктивные кнопки пожарной тревоги. Их подключили после пожара в «Зимней вишне».

45 минут одно и то же

Я стараюсь не ходить на педсоветы. Часто это пустая трата времени: сидим и слушаем, кто не сделал, что не сделал, замечания по ведению журнала. 21 век, а я должна вывести от руки п/р (практическая работа) номер такой-то, потом двоеточие, кавычки открываются, тема, кавычки закрываются. Написала не так – кайся. 

У детей тоже есть рычаги влияния. Главный: снять на видео твои промахи. Стоит немного расслабиться — и ты уже звезда интернета. А дальше никто не разбирается в ситуации, виноват всегда учитель.

Очень грустно было наблюдать, как линчевали русоведа за матерные стихи Маяковского, которые она позволила рассказать девочке на уроке. Просто кто-то это снял, и уже не важно, хороший ли она педагог, теперь ей положены все возможные кары. Ведь никак нельзя допускать, чтобы дети увлеклись не той поэзией, которой «надо», пусть даже она вышла из-под пера великого автора. Вот 45 минут по очереди читать «проверенное» стихотворение, — хорошо и полезно. Это, кстати, реальный элемент программы. Называется урок художественного чтения. 45 минут одно и то же. 


Как вырастают люди

Помню, раньше старалась смотреть на детей, как на людей. Но хочешь — не хочешь, а всё равно съезжаешь на эти рельсы: начинаешь общаться с ними, как с подчинёнными. Так проще добиться результата. 

Модернизировать учебный процесс, внедрять новшества — очень тяжело. Школьники приучены к режиму. Когда их оттуда выдёргиваешь, первым делом они теряются. Потом привыкают, но уже с мыслью, что если есть послабления в форме, то должны быть и в содержании. Объяснить, что это тоже такая учёба, просто другая, довольно сложно. Они не могут в это поверить.

От полного выгорания спасает одно чувство: я приношу детям пользу. Не знания, их сейчас уже легко получать другими способами. Но иногда мне удаётся так провести мероприятие, классный час или урок, что в них что-то меняется. 

Когда всю ночь с ними на выпускном... Много нового узнаю о себе и о них. Смотрю им в глаза и понимаю: это выросли люди. Не подлые, не злые, а те, кто сделает что-то хорошее в этом обществе. Больше всего радует, когда вижу, что детям удаётся сохранить в себе искренность. 

Что бы я изменила в школе? Добавила самостоятельности. Чтобы педагогу не нужно было одиннадцатиклассников возить за ручку на олимпиады и сидеть с ними по четыре часа, например. Не поверите, они сами это могут! И не только это. Чтобы учитель мог модернизировать и расширять программу, если вдруг дети хорошо откликаются на его предмет и хотят выйти за рамки стандартного «одного и того же». На самом деле никто не пострадает, потому что к ЕГЭ школа что так, что эдак не готовит. 

Надеюсь, что когда-нибудь распоряжения от чиновников начнут поступать не в обязательном порядке, а в форме предложений. Чтобы можно было выбирать, как строить воспитательную работу. Исчезнет правило, что любой плод фантазии сотрудников комитета по образованию — это благо для детей. Ведь даже в 10 лет их невозможно заставить восторженно ходить строем туда, где им не интересно. Они просто привыкли подчиняться и притворяться. 

Надеюсь, что со временем школа будет готовить к жизни не в придуманном, а в реальном мире, где давно уже изменились и ценности, и приоритеты. И детей перестанут обманывать. В такой школе мне хотелось бы работать всю свою жизнь.  

Вместо послесловия

Редакция информагентства «Победа26» решила проверить факты, о которых рассказала учитель в своём монологе. В адрес руководителя комитета образования администрации города Ставрополя Ангелины Дирегановой мы направили информационный запрос следующего содержания: 

1. Кто составляет должностную инструкцию учителей, работающих в городе Ставрополе?
2. Есть ли в должностной инструкции учителя, работающего в городе Ставрополе, пункт о том, что в течение урока он несёт ответственность за жизнь и здоровье учеников? Каким образом учитель должен осуществлять охрану жизни и здоровья каждого своего ученика? Какими ресурсами снабжён учитель города Ставрополя для реализации данного положения своей должностной инструкции?
3. В случае, если один из учеников осуществит на уроке нападение на своих одноклассников или учителя с применением силы или оружия, какие действия предписано совершать учителю, чтобы соблюсти закон?
4. В связи с каким требованием законодательства в школах отсутствуют ручки на окнах и замки в туалетных кабинках?
5. Планируется ли установка видеокамер в классах школ города Ставрополя? С какой целью? Будут ли они снабжены звукозаписью? У кого будет доступ к видео- и аудиозаписям?
6. С какой целью в школы направляются распоряжения по составлению плана по обучению детей плаванию, если в школах нет бассейна? Почему ответственность за организацию специализированных занятий, для которых необходимы подготовленные спортивные педагоги, специальные помещения и материальные ресурсы, возлагается на педагогов-организаторов школ, не обладающих ни подготовкой, ни ресурсами?
7. Как часто проходит проверка пожарной безопасности в школах города Ставрополя? Кто её осуществляет? Были ли выявлены нарушения правил пожарной безопасности в 2017 году? В скольких школах?
8. Интересуются ли специалисты комитета мнением сотрудников школ при подготовке мероприятий для учеников? Собирают ли предложения от учителей по модернизации учебного процесса? Были ли в школах Ставрополя за последние пять лет внедрены новшества (в организации учебной или воспитательной работы), которые предложили сотрудники школ? Если да, то какие и кем предложенные?

Запрос был направлен в комитет. Стоит отметить, что при подготовке ответа сотрудники ведомства оказали максимальное содействие, дали пояснения по каждому заданному вопросу.
Вкратце в бумаге сказано следующее: учитель действительно по должностной инструкции «обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся». Средства защиты для этого не предусмотрены. Что делать учителю в случае нападения? Ни в одном законе ответа на этот вопрос нет. Защёлки в туалетных комнатах и ручки с окон снимают ради безопасности детей. И потому что они курят и портят сантехнику. 

Камеры в классах ставить пока не планируют. Распоряжений составлять план по обучению детей плаванию – не было (чтобы убедиться в спорности данного утверждения смотрите иллюстрацию выше). Пожарную безопасность проверяет МЧС, все нарушения устраняют в ходе проверок. 

В Ставрополе 34 методических объединения, которыми руководят лучшие педагоги. В прошедшем учебном году они провели 163 заседания. 


Дарья Полянкина.
Фото: Кадры из манги «Школа – тюрьма».


Желтая лента

Loading...
ИГИШ* угрожает России из Таджикистана

ИГИШ* угрожает России из Таджикистана

Врачи предупреждают: проживание в высокогорных районах может сделать вас инвалидом

Врачи предупреждают: проживание в высокогорных районах может сделать вас инвалидом

Комментарии (0)