Регламентируй это: нужен ли Ставрополю собственный дизайн-код?

Регламентируй это: нужен ли Ставрополю собственный дизайн-код?
Регламентируй это: нужен ли Ставрополю собственный дизайн-код? Фото: Регламентируй это: нужен ли Ставрополю собственный дизайн-код?
Некоторые города страны уже успели обзавестись собственным имиджем, который радует местных жителей и оставляет приятные впечатления у туристов. Для реализации такой инициативы требуется подготовить набор определённых правил, который чётко определяет порядок и правила размещения наружной рекламы. Как с этим обстоят дела в столице Ставропольского края?
Вокруг шум… визуальный!

В администрации Ставрополя сообщили, что механизм действия дизайн-кода в городе регламентирован правилами благоустройства. Они были утверждены местной думой в августе 2017 года. Эти нормы направлены прежде всего на то, чтобы ликвидировать так называемый «визуальный шум» — буйство красок и ненужных объектов отвлекает внимание и утомляет людей. Чтобы исправить ситуацию, был сформирован набор требований к оформлению вывесок, прочих рекламных конструкций, а также облика архитектурных объектов.

Правила размещения рекламы на фасадах зданий также прописаны в постановлении мэрии от 22 мая 2017 года. В документе отдельно обозначены размеры вывесок, допустимые места их установки и требования к стилистике: она обязана соответствовать внешнему виду строения.

При этом в мэрии заверили, что специалисты постоянно трудятся над улучшением облика города. Власти всегда готовы вести конструктивный диалог и обсуждать предложения в данной сфере. В случае, если выдвинутые инициативы окажутся полезны, их используют для корректировки законодательства.

Требуется поработать

В то же время урбанисты обращают внимание на то, что существующие нормы нельзя считать полноценным дизайн-кодом. Они настаивают, что для сохранения исторического облика города его требуется специально разработать практически с нуля.

Директор АНО «Кавказская урбанистическая лаборатория», урбанист Иван Самохвалов считает, что для памятников, находящихся под защитой государства, следует создать собственный дизайн-код. Для этого нужно подготовить подзаконный акт к федеральному закону об охране объектов культурного наследия и сопроводить его соответствующими схемами».

Эксперт пояснил, что в них нужно привести свод правил. Например, вывеска должна быть закреплена строго на определённой высоте, иметь соответствующий формат и быть изготовлена лишь из разрешённых материалов. Кроме того, необходимо дополнить городские правила благоустройства. Хотя в них и говорится, как должны оформляться таблички, всё это носит лишь общий характер и полноценным дизайн-кодом считаться никак не может.

Иван Самохвалов считает, что для Ставрополя можно разработать дизайн-код наподобие того, который используется в Иваново. Однако решение стоит адаптировать именно под исторический центр города.

«Оптимальный вариант — создать дизайн-код для ОКН с подзаконным актом, и сделать дополнение для правил благоустройства с похожим дизайн-кодом для старых зданий в центре города», — предложил специалист.

Урбанист считает, что если опыт окажется положительным, то его можно будет со временем распространить и на остальные районы города. Так как замена вывесок — дело довольно затратное, то предприниматели скорее всего не захотят этого делать. Однако при желании можно найти решение и этой проблемы — например, ввести определённые налоговые послабления для бизнеса.

Кода нет, но вы держитесь

Несмотря на всю полезность настоящего дизайн-кода, работа над ним в Ставрополе, что называется, «не пошла». Какие-то подвижки в этом деле наметились весной 2021 года, и урбанисты с радостью готовы были подключиться к работе, но затем всё постепенно остановилось.

«К сожалению, в целом работа над дизайн-кодом сейчас заторможена, нужно чтобы власти проявили в этом заинтересованность и захотели сотрудничать, вышли на связь. Пока ничего такого не было. Кроме того, насколько мне известно, буксует и разработка соответствующих поправок в законодательство», — отметил Иван Самохвалов.

Он добавил, что в Ставрополе есть специалисты, квалификация которых вполне позволяет заняться разработкой дизайн-кода. Например, Мэри Искандарян — ранее девушка выступила с лекцией, в которой предложила способ «подружить» исторические здания с рекламой и подкрепила своё выступление серией слайдов, наглядно демонстрирующих примеры подобных решений.

Какие-то успехи всё же есть

Эксперт АНО «Города за здравый смысл», урбанист Андрей Черняков отметил, что результаты целенаправленной деятельности властей по уменьшению количества наружной рекламы в Ставрополе действительно заметны. Например, качественно улучшилась ситуация в юго-западном и северо-западном районах города.

«Решения администрации в данном случае правильные, потому что визуальная составляющая — очень важный момент, который сказывается и на туристических потоках, и на комфорте жителей», — отметил специалист.

Эксперт отметил, что несмотря на это, борьба с наружной рекламой в исторической части Ставрополя требует намного больших усилий. Старинные здания то и дело оказываются изуродованы вывесками или другими атрибутами современной цивилизации. Способов эффективно бороться с этим и пресекать нарушения пока что нет.

Андрей Черняков отметил, что городу просто необходим полноценный дизайн-код. Это позволит чётко определить правила размещения рекламных конструкций, которые будет очень сложно обойти или нарушить. Также специалист добавил, что властям следует активнее вести сотрудничество с управлением по сохранению и госохране объектов культурного наследия.

Комментарии (0)