Почему новые скульптуры приходится переделывать? Рассказ создателя стелы Доваторцам в Ставрополе

4
4
Какие идеи заложены в большинстве самых ярких памятников, расположенных в Ставрополе? Как ещё могли бы выглядеть скульптуры, которые многие знают и любят с детства? Что самое важное в работе скульптора? Об этом и многом другом рассказал Николай Фёдорович Санжаров.
Николай Фёдорович сделал множество памятников и композиций, в которых отражена история Ставрополья. 22 февраля скульптору исполняется 85 лет. В честь этого события мы поговорили с ним и узнали, с какими сложностями он встречался на творческом пути.  

Лермонтов как лейтмотив всей жизни 

Николай Санжаров с детства вдохновлялся творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Это и помогло ему в начале карьеры. В 14 лет юноша прочитал в газете «Молодой Ленинец» о конкурсе. Участникам предложили нарисовать три иллюстрации к произведениям поэта. 

«Я тогда был ещё неискушён, неопытен, рисовал акварелью. Получил третью премию — 100 рублей. Для 1951 года это была колоссальная сумма», —  вспоминает Николай Фёдорович Санжаров.

Именно тогда у будущего скульптора родилась идея, которая стала лейтмотивом всего его дальнейшего творчества. Это три слова — Отечество, Родина и защита.  

После школы Николай поступил в Краснодарское художественное училище на отделение живописи, а потом отправился на службу в армию, в военно-воздушные войска в Туле.

«Там я познакомился с  местными скульпторами, которым позировал, мне понравился сам процесс создания скульптуры. После того, как я отслужил в армии, перешёл в ростовское художественное училище на скульптурное отделение», —  рассказывает Санжаров.

Первая композиция 

Именно в Ростове-на-Дону, в художественном училище имени М. Б. Грекова, на скульптурном отделении Николай Санжаров создал дипломную работу «Целинница». Государственная квалификационная комиссия  признала её одной из лучших за историю учреждения. 

Придумать произведение помог сам дух времени, признался скульптор. Это был 1962 год — целина. И пока все показывали героев, он решил выбрать другой образ: женственный, но отважный. 

«Я изобразил девушку, неуверенную такую. По задумке, она приехала, увидела эту холодную бескрайнюю степь и растерялась. Но в тоже время не побоялась, не уехала, а продолжила работать. В ней нет никакого пафоса, никакого парада. Работа над этим образом затрагивала глубинные струны души», — поделился скульптор. 

Ставрополь и Лермонтов 

Позже Николай Санжаров  поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где учился у народного художника СССР М. К. Аникушина. После окончания вернулся на родину в Ставрополь. 

 «Сразу пошла работа. Был объявлен конкурс на памятник Лермонтову, и  я его выиграл. Выступал  и как скульптор, и как архитектор. Подготовил четыре варианта. За это я получил вторую и третью премии, а также  право на возведение памятника. Это было в 1991 году, а в 1994 я его уже создал и установил», — рассказывает Николай Санжаров. 

Работая над памятником Лермонтову, скульптор основывался на идее творчества поэта —  это борьба, движение, динамика. Именно поэтому Николай Фёдорович изобразил поэта в движении, идущим, а не просто сидящим и размышляющим над чем-то.  

«Получилось очень символично — я в детстве увлёкся Лермонтовым, выполнял иллюстрации к его произведениям, а когда уже был взрослым, сознательным человеком, сделал ему памятник. Как говорится, кольцо замкнулось», — размышляет Санжаров.


Труд, время и задачи 

Николай Фёдорович Санжаров рассказал, что работа над памятником включает множество этапов. Каждое произведение — это сложный творческий путь, который не все могут преодолеть. 

«Необходимо создать такой образ, который будет понятен людям и простоит века. Для этого надо изучить концепцию творчества героя, которого следует увековечить. Автор должен продумать всё до мелочей,чтобы было оригинально, красиво», — делится мастер.

Скульптор отметил, что даже в общем сложно подсчитать, сколько времени занимает одна работа. Иногда шедевр создается за полчаса, а иногда — затягивается на долгое время.
 
«Бывает так, что приходит озарение, вспышка. А порой, как Пушкин говорил: «Через пень колоду валишь, но ничего не получается». Иной раз и до слёз дело доходит», — говорит Николай Фёдорович. 

Художник отметил, что сделать шедевр за одну ночь получается редко, но однажды ему это удалось. Тогда Николай Фёдорович приехал в институт после летних каникул. Ему сообщили, что на следующий день пройдёт первый тур конкурса к 50-летию советской власти.У скульптора как раз была подходящая идея, поэтому он принялся за её реализацию. Композиция получила название «Вдова». 

 «Я это увидел в жизни, такое не придумаешь..Сельская местность, у женщины погиб муж и она осталась одна с множеством детей. В хозяйстве сохранилась только корова, и женщина ей жалуется, а та  понимает и сострадает, даже голову повернула и  слушает. Я сделал скульптуру за одну ночь и получил первую премию», — вспоминает скульптор. 

Несмотря на награды и почести художник почти никогда не остаётся доволен своей работой. Спустя время он замечает какие-то детали, тонкости и нюансы, которые хотелось бы переделать, но уже нет возможности. 

«Надо к работе так относиться, как будто она последняя в жизни, надо пропускать её через сердце», — дал совет скульптор.

По словам Николая Фёдоровича Санжарова, работы скульптора всё время на виду. Поэтому композицию нужно выполнить так, чтобы она не надоела людям и каждый раз вызывала новые чувства и эмоции.

Юные защитники Отечества 

По словам мастера, за долгие годы случались моменты, когда хотелось всё бросить. Например, так было с заказным памятником «Юным защитникам Отечества». 

Перед тем, как приступить к работе, Николай Санжаров изучил историю этих детей. Он узнал, что в 1942-1943 годах на Ставрополье насчитывали  около 11 тысяч школьников, которые участвовали в Великой Отечественной войне.Однажды большой полк подростков за считанные ночи уничтожили фашисты. Скульптор старался придумать, как сделать памятник не шаблонным, но ничего не приходило в голову. Он даже хотел отказаться от выполнения заказа. Однако вдохновение пришло неожиданно.  

«Однажды шёл я по городу в бурю. Внезапно увидел, как деревья гнутся под ураганом. И у меня возникла идея сравнить войну с ураганом, а детей — с ветками деревьев. Они, конечно, защитить дерево не могут, но пытаются сделать это. В итоге я вылепил Родину Мать в виде символического дерева, которое пытаются защитить дети – его ветви», — рассказал скульптор.

Работа стала первым памятником в России, посвящённым юным защитникам Отечества. 


Работа, которая не даёт покоя 

У Николая Санжарова есть много работ, которые дались ему колоссальным трудом. Одна из главных — стела Доваторцам, которая сейчас стоит на перекрестке улиц Доваторцев и Южный Обход. Памятник пережил трудные времена, как и его создатель. 

«Это был заказ, посвящённый казакам-доваторцам, прославившим себя в Великой Отечественной войне. Изучив историю, я показал три полка, как три клинка, а эфес сабли – с рельефом. Он изображает боевой путь от степей Ставрополья до Берлина. Получилась стела 30 метров высотой, которая явилась апофеозом Победы. Памятник был символом города в течение 35 лет. Но в какой—то момент её решили снести, не посоветовавшись со мной», — комментирует Николай Фёдорович Санжаров.

Стелу решили срезать и перенести куда-нибудь спустя время. Но месяцы шли, а творение не появлялось на улицах Ставрополя. В итоге в ситуацию вмешались казаки и местные жители, которые дошли до прокуратуры России. Ведомство встало на сторону ставропольцев и выдало предписание о том, что памятник необходимо восстановить в течение полугода.

«Памятник решено было перенести в другое место. В мировом искусстве получился редкий случай, когда памятник уничтожили, а после пришлось самим же восстанавливать», — говорит художник.



Другая работа скульптора — мемориальный комплекс «Холодный родник». Его открыли в 1975 году в память о горожанах, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. 
 
Памятник представляет собой стену, у которой стоит человек перед расстрелом. Но изначально у Николая Фёдоровича Санжарова было другое решение.

«Я хотел, чтобы из оврага поднимались 8-метровые бетонные руки, как символ загубленных жизней. Это был бы эмоциональный удар. Но главный архитектор края сказал, что это будет слишком страшно. В последствии же он признал, что был не прав. Конечно, композиция получилась масштабная, солдат — выразительный, но руки были бы намного оригинальнее и образнее», — отметил скульптор.


Современная скульптура в Ставрополе 

По мнению Николая Фёдоровича, современные скульпторы перестали думать об образах. Из-за того, что молодёжь чаще выбирает материальную выгоду, искусство сейчас в упадке.

«Когда человек видит настоящее, у него одно состояние, а когда — халтуру, то он чувствует безответственность и ему уже не интересно, он воспринимает творение со скепсисом. Надо делать всё по-настоящему. Сейчас вроде бы что-то делается, но это всё однодневки, которые надо переделывать и менять. Должна быть красота, образ и правда, а ничего этого нет», — рассуждает Николай Санжаров.

Скульптор отметил, сделанные в городе работы на «скорую руку» потом приходится переделывать. Так уже было с двумя памятниками. 

«Первым был памятник краевой милиции, а второй — почётным гражданам края. Там быстро сделали 23 портрета — абсолютно одинаковых, как инкубаторские цыплята, и мне пришлось их переделывать по просьбе администрации города и края», — делится скульптор.

Над чем скульптор трудится сейчас

И сегодня Николай Фёдорович продолжает работать над идеями. Он считает, что у творчества нет возраста. 

«Скульптура — дело сложное и дорогое. Это не просто холстик натянуть и нарисовать — нужна идея. А ещё я сам должен изучить историю вопроса, придумать идею и пластический язык выражения образа и выполнить всё своими руками», — отметил творец.

Из недавних выполненных работ Николая Фёдоровича Санжарова можно назвать памятники Суворову в Ставрополе, Аллеи почётных граждан города и края, а также скульптуры Римме Ивановой и Александру II в адмиральском парке Михайловска.


Трудиться скульптор продолжает не ради наград, хоть и признаётся, что получать их приятно. Главная цель его творчества —  самоотдача, а не шумиха и успех. А лучшая работа — та, которая ещё впереди. 

«Как сказал Суворов: «Легкие победы не льстят сердца русского». Это всё делается не ради наград, а ради людей и высокого искусства», — заключил скульптор. 

Комментарии (0)