Можно ли класть асфальт в дождь? Ставропольчанка опробовала на себе профессию дорожного работника

Можно ли класть асфальт в дождь? Ставропольчанка опробовала на себе профессию дорожного работника
Можно ли класть асфальт в дождь? Ставропольчанка опробовала на себе профессию дорожного работника Фото: Можно ли класть асфальт в дождь? Ставропольчанка опробовала на себе профессию дорожного работника
Представители этой специальности выполняют ответственную миссию — обеспечивают комфорт и безопасность дорожного движения. Они используют современные технологии, которые с каждым годом становятся всё совершеннее. Как организован процесс укладки асфальта — в материале.
Головокружительно

Профессия дорожного работника — одна из самых сложных. Специалисты выполняют широкий спектр задач. В их обязанности входит укладка асфальта, ремонт и очищение, техническое обслуживание, а также восстановление покрытия. Для этого нужно знать законы физики, геодезию и технологии строительных работ, которые постоянно улучшаются.

Мне удалось познакомиться с бригадой, которая приводит в порядок улицу Перспективную в Ставрополе. Это основная подъездная дорога к собору Святого Равноапостольного князя Владимира. Новый асфальт уложили на участке в 828 метров — от проспекта Российского до улицы Рогожникова.

На объекте задействовали более 20 человек: асфальтобетонщиков, машинистов, дорожных рабочих. Теперь к ним присоединилась и я. Надевая оранжевую жилетку, которая повышает видимость для безопасности, слушаю небольшой инструктаж от старшего прораба Владимира Погожева. 


«Конечно, для дорожных работ необходимы стаж и определённые знания. Если же приходит новичок, то стажировка длится минимум две недели. Сейчас главное — не забывать об осторожности», — отметил мой наставник. 

Я, можно сказать, пришла уже на всё готовое. Самое интересное, но в то же время важное, уже позади. Старое полотно на этом участке срезали, ливневые канализации обустроили и асфальт уложили. Всё точно в срок. Один из рабочих отметил, что оно и к лучшему: от дыма и разгорячённого материала могло бы возникнуть головокружение. По его словам, дольше трёх минут в таких условиях я бы не выдержала. Но они, привыкшие, спокойно работают и в жару.

Мне удалось посидеть в грейдере. От количества кнопок и рычагов голова шла кругом. Эта габаритная машина считается одним их самых сложных технических средств. Его используют для разрушения прочных грунтовых покрытий, прокладки водосточных кюветов и устройства дорожной одежды. 


Ответственная работа

К слову, в первые минуты моего нового амплуа начался мелкий дождь. Такие погодные условия на рабочий процесс никак не повлияли.

«Основные масштабные работы уже завершены. Укладка горячего покрытия на битумную подгрунтовку в дождь не проводится. Должна быть связь с нижними слоями. Если по-простому, всё должно прилипнуть. Если розлив битума уже произведён, то при небольших осадках на полотне можно проводить восстановительные работы. За этим также приглядывает технический надзор, который контролирует процессы», — отметил Владимир.

После укладки асфальта дорожники наносят разметку, устанавливают знаки, а также обустраивают тротуары. К последнему мне тоже удалось приложить руку. Беру лопату, чтобы отсыпать песчаный и щебёночный слой. Сделав пару подходов, понимаю, что физически я к этому совершенно не готова. Бригада крепких мужчин, улыбаясь, предложила просто покататься на тракторе-погрузчике. 


Техника и материалы

Грейдер, асфальтоукладчик, каток, трактор, скрепер — эта спецтехника значительно облегчает и ускоряет процесс ремонта дорог. Для эксплуатации каждой из машин необходима специальная категория. Иначе к работе не допустят. 

Сейчас среди материалов популярен щебёночно-мастичный асфальтобетон. Он отличается высокой прочностью, которая так необходима для городских дорог. Владимир Погожев также отметил, что залогом хорошей работы считается правильно составленная смета. Если в проекте и документации учтены все нюансы, то остаётся только всё выполнить.


«Все материалы должны соответствовать ГОСТам и СНиПам. Покрытие должно быть прочным и ровным, без ухабов. Также должна соблюдаться ширина проезжей части и разметка. Отвод поверхностных вод необходимо организовать правильно: застой воды приводит к дальнейшему разрушению. В конечном итоге, движение по дорогам должно быть безопасно и для водителей, и для пешеходов. Для этого и работаем», — подчеркнул старший прораб.

Гарантия на дорожное полотно — минимум три года. Если случаются какие-либо дефекты по вине подрядчика, то их незамедлительно устраняют. Бывает, что покрытие портится по независящим от рабочих причинам. К ним можно отнести ДТП с разливом горюче-смазочных материалов или трещины из-за движения тяжёлой военной техники. 

Бывает и такое 

Во время строительных дорожных работ специалисты иногда натыкаются на интересные вещицы. 

«В 2019 году мы делали улицу 45 Параллель до проспекта Российского. Это земли археологического заповедника. Находили бронзовые фигурки. Один раз нашли старую чугунную колонку для воды, я такой не видел никогда. Я её восстановил и оставил себе на память. Также обращаю внимание на люки чугунные. Один нашёл с литьём «Город Ворошиловск, 1941 год». Добавил себе в коллекцию», — поделился Владимир Погожев.

Я б в дорожники пошёл, пусть меня научат

Работу дорожников можно назвать сезонной. В основном трудятся с поздней весны до середины осени. Выбирая эту профессию, нужно быть готовым к тому, что зимой заработок значительно снизится. В это время года проводятся минимальные восстановительные процессы или же уборка улиц от снега и наледи. 


Освоить эту специальность можно в инженерно-строительных институтах или дорожных техникумах. Конечно, существуют стажировки и курсы, но к работе с техникой допускают только при определённом разряде. Их, к слову, пять. Чем выше, тем сложнее задачи. При этом со степенью ответственности увеличивается и уровень зарплаты. 

Дорожные работники в среднем получают 50-60 тысяч рублей

Специалисты со стажем могут рассчитывать и на больший оклад. Доплачивают и за вредные условия труда. Для тех, кто напрямую работает с укладкой асфальта, плюсом считается ранний выход на пенсию.

В этой профессии без внимательности, терпения и выносливости делать нечего. Но главное…

«Главное — результат! В последнее время в Ставрополе достаточно большое внимание уделяется ремонту, в частности, благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» и федеральному финансированию. Уличная дорожная сеть находится в хорошем состоянии», — подытожил старший прораб Владимир Погожев.  


Комментарии (0)