Жизнь под стук колёс: профессия — проводник

Жизнь под стук колёс: профессия — проводник
Жизнь под стук колёс: профессия — проводник Фото: Жизнь под стук колёс: профессия — проводник
Все работы хороши, выбирай на свой вкус. Штамп, конечно, но такой правдивый. Мы решили выпустить цикл материалов на тему «Журналист меняет профессию». В каждом будут отражены все плюсы и минусы разных специальностей. В этот раз корреспондент пыталась раскрыть работу проводника. Поехали по железной дороге!
Путешествие в вагоне поезда

«Внимание! Наш поезд отправляется. Пассажиры, займите места согласно купленным билетам. Провожающие! Просьба покинуть вагон».

Именно с такой фразы началась моя трудовая деятельность в амплуа проводника. По правилам, перед каждым рейсом поездная бригада проходит инструктаж по технике безопасности и культуре общения с пассажирами. Здесь им напоминают основные правила, а также назначают напарников. В моём случае обошлось лишь несколькими предложениями. Моей наставницей стала Татьяна Верхотурова – проводник третьего разряда с 14-летним опытом.

Перед встречей с пассажирами проводники должны проверять вагон на исправность и чистоту. Я, можно сказать, пришла на всё готовенькое. Поезд уже был в пути несколько часов.

Вернёмся к проверке билетов. Каждому пассажиру нужно проговорить его место и, если понадобится, проводить до нужной полки. Проводник должен сверить специальные категории и символы, а также паспортные данные. У меня, конечно же, глаза разбегались.

Заметила, что сейчас люди отдают предпочтение электронным билетам. Дистанционная форма оплаты освобождает от очередей, что в период пандемии стало главным плюсом. Такие билеты предъявлять не нужно: списки пассажиров, которые прошли электронную регистрацию, у проводников есть на листках или в специальном планшете. К слову, проверяют два раза: при входе в вагон и после отправления. Это делается для того, чтобы выявить так называемых «зайцев».

Комплекты постельного белья, которые обычно уже включены в стоимость билетов, должны ждать каждого пассажира на его месте. В стандартный набор входят  наволочка, две простыни и полотенце. Кстати, для меня стало новостью, что сдавать куль пассажир не обязан. Однако граждане не видят проблемы собрать принадлежности перед выходом самостоятельно.

Сутки в пути

В период пандемии каждое утро начинается с измерения температуры. Надев маску и перчатки, иду на обход. Кстати, в таком обмундировании нужно находиться всю смену. К пассажирам таких требований нет. Однако многие не пренебрегают мерами безопасности.

Что ж, температуру всем померила. Больше 37 ни у кого нет. Отлично. Следующий этап — влажная уборка.

Вагон нужно приводить в порядок дважды в сутки. Проводники моют полы, пылесосят дорожки и протирают пыль на окнах. В сложившейся эпидситуации ещё вытирают поручни и столики.

Туалеты необходимо чистить четыре раза в день. Здесь обязательно нужно следить за наличием мыла и бумаги. Сейчас в основном все вагоны оснащены биотуалетами, которые работают круглосуточно. Однако в старых поездах закрывают кабинки за полчаса до прибытия на станцию — санитарная зона.

Кстати, в каждом вагоне есть специальный отсек для мусора. Большие полиэтиленовые мешки проводники выносят только на специальных станциях.

Для удобства пассажиров в поезде есть титан с горячей водой. Раньше такие аппараты нагревали дровами или специальными торфяными брикетами. Современные работают от электроэнергии. Однако источник питания функционирует лишь в момент движения поезда. Перед каждой поездкой проводник обязан промыть и продезинфицировать титан. За фильтром же нужно следить ежедневно: в чистоте воды пассажиры могут быть уверены.

После всех утренних ритуалов проводник заполняет дневник. Здесь отмечаются количество пассажиров, расход постельного белья, свободные полки. Пока Татьяна пишет, я рассматриваю огромную приборную панель в служебном купе. От такого количества различных кнопок голова идёт кругом. Выяснила, что распределительный шкаф управляет всеми системами в вагоне. Здесь можно изменить температуру, включить освещение или вентиляцию, а также проследить за напряжением электросети. Также нужно смотреть за состоянием буксы — это узел ходовой части вагона, где находятся колёса. Он не должен нагреваться, иначе поезд может сойти с рельс.

После заполнения ведомостей обход пассажиров: им предлагают чай, кофе, сладости, сувениры и лотерейные билеты. У проводников всегда есть план реализации. Мне, если честно, навязываться совершенно не хотелось. Но правила есть правила. 

Обойдя все 54 плацкартных места, удалось продать три шоколадных батончика и два лотерейных билета. Кстати, последние иногда покупают для разрешения покурить в тамбуре. Некоторые проводники идут навстречу, но предупреждают о штрафах, если поймает начальник поезда.  

К слову о пассажирах. Люди в вагоне едут разные. От их настроения и зависит атмосфера в целом. В моём вагоне домой возвращались вахтовики и молодые парни, отслужившие год в армии.

«Сорвала куш», — смеётся старший проводник Татьяна Верхотурова.

По словам моей наставницы, ей пришлось сталкиваться с разными персонажами. То буйный пассажир пытался запереться в купе проводника. Другие не упустят возможности неуместно пофлиртовать или поделиться личными переживаниями. Однажды даже роды пришлось принимать: пассажира-врача удалось найти по рации в другом вагоне поезда. Не обходится и без войн «холодно/жарко».

К счастью, мои попутчики вели себя достойно. Хотя один раз всё же пришлось сделать замечание компании отслуживших парней, которые ночью заливисто смеялись на весь вагон.

Кстати, нередко пассажиры прихватывают с собой вещи, которые является собственностью поезда. Чаще всего пропадают полотенца и подстаканники с символикой РЖД. Их стоимость проводник выплачивает из собственного кармана.

Пересменка

В основном проводники работают в паре. Смена каждого длится 12 часов. Для отдыха существует специальное купе, где находятся два места: нижняя и верхняя полки.

Я думала, что у проводников есть специальная душевая кабина, где можно смыть пот и напряжение после трудового дня. На деле же штабные вагоны встречаются не в каждом поезде. Приводить себя в порядок приходится в туалетах, желательно в ночное время, чтобы пассажиры не ломились. Горячую воду в ведро или в тазик набирают в титане. Её можно лить прямо на пол в туалете: для слива есть специальное отверстие в полу. Неудобно, конечно, а куда деваться. На следующей смене нужно выглядеть свежо и опрятно.

Вагон практически становится вторым домом для проводника. За год можно наколесить до 200 тысяч километров. Учатся этой специальности на курсах. Новичкам рассказывают о технике безопасности, эксплуатации оборудования и вагона, а также учат решать конфликты с пассажирами. Знания можно получить также в техникуме. К слову, карьерный рост возможен только с высшим образованием: специальность может быть и не железнодорожной. Кстати, возрастного ценза в этой профессии нет.

Зарплата проводников колеблется в диапазоне от 19 тысяч до 40 тысяч рублей: зависит от количества накатанных часов в месяц. Также начисляют премии и дополнительно оплачивают работу в праздники. Стоит отметить, что проводники могут бесплатно поправить своё здоровье в санаториях и один раз в год съездить куда угодно по России.

Проведя одни сутки в этой профессии, я поняла, что за сложностью работы стоит некий романтизм. Проводник может повидать необъятные просторы страны и познакомиться с разными людьми. Тем не менее, нужно быть очень ответственным, обеспечить безопасность и комфорт людей в пути. Эта профессия подходит авантюристам, которые любят общаться и смогут найти выход из любых ситуаций.

Такая она, жизнь под стук колёс.

Комментарии (0)