Выписка из ЕГРН: вместо тысячи бумаг

Выписка из ЕГРН: вместо тысячи бумаг
Выписка из ЕГРН: вместо тысячи бумаг
С 2017 года вступил в силу федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Самое важное его следствие — базы данных Росреестра и Кадастровой палаты отныне слиты в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Выписка из ЕГРН становится основным документом, который подтверждает право собственника на владение квартирой, зданием или участком.

Что стоит узнать о новом законе простым гражданам, в собственности которых находится недвижимое имущество? Нужно ли срочно бежать за выпиской из ЕГРН и что делать с «розовым свидетельством», которое раньше воспринималось как основной подтверждающий право собственности документ?

Разобраться в практической стороне вопроса помог председатель Общественного совета при управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, юрист Сергей Владимиров.

— С какой целью государство объединило базы данных Росреестра и Кадастровой палаты?

— С точки зрения стратегии наличие двух дублирующих друг друга баз — неэффективно. Их давно пора было объединить. На момент слияния, конечно же, могут возникнуть проблемы. Надеюсь, они будут решены в течение шести месяцев. Но если оценивать будущий результат для пользователей реестра (как государства, так и самих собственников), то небольшими, а может быть, и большими сложностями на старте можно пренебречь.

Единая база позволит свести на нет ошибки, которые раньше могли кочевать по двум реестрам. Заявителю будет намного проще взаимодействовать с ЕГРН: он сможет подать документы через МФЦ из любой точки страны. Теперь неважно, где находится он сам или его недвижимость. А госструктуры и органы местного самоуправления, надеюсь, будут обмениваться информацией с помощью электронного документооборота, чтобы предоставить ему необходимую услугу.

При регистрации недвижимости теперь необходимо подавать только одно заявление, что тоже плюс. И кадастровый учёт, и регистрацию прав выполнят одновременно за 10 дней. Если нужна лишь одна из услуг — её предоставят ещё быстрее.

— Необходимость объединения баз очевидна, но сейчас нас пугают последствиями. Якобы в электронный реестр злоумышленники смогут внести изменения без ведения собственника, подделать сведения.

— Двигаться в сторону электронного документооборота однозначно нужно. Будущее уже не за МФЦ, а за порталом госуслуг. Тема безопасности остаётся актуальной, но это вопрос более высокого порядка, он решается на уровне страны. Безусловно, это не должно вызывать проблемы у граждан, которые обращаются за конкретной услугой.

Свидетельство о праве собственности, к которому привыкли граждане, на самом деле тоже ничего никому не гарантировало. Ещё в 2011 году, когда я запускал МФЦ в Ставрополе (Сергей Владимиров был первым руководителем этой структуры, — Авт.), данный факт был очевиден. И в перечень документов, которые по регламенту запрашивались у заявителей, была включена выписка из реестра прав на недвижимое имущество, а не «розовое свидетельство». Первый документ говорил о текущем правовом статусе недвижимости, второй — ни о чём. Формально Росреестр должен при совершении последующих сделок ставить соответствующий штамп о погашении на свидетельстве, но все ли собственники в нашей стране добросовестны? Гарантий никаких.

— «Розовое свидетельство» ещё может понадобиться собственникам для каких-то операций?

— Этим документом можно пользоваться и сегодня, например, для ипотечных сделок. Юристы банка иногда перестраховываются и запрашивают не только необходимые с правовой точки зрения документы, но и другие бумаги, в том числе старые свидетельства, которые могут лишний раз подтвердить благонадёжность заёмщика. Как проверить, что заёмщик не мошенник? «А давайте попросим свидетельство заодно, раз такой документ существует», — примерно так они и действуют.

Главное: дело не в названии бумаги и не в её цвете. Изменился сам подход к подтверждению права собственности. Специально получать «выписку ради выписки» из ЕГРН и хранить дома нет никакого смысла. Любую организацию будет интересовать не сам документ, а текущий правовой статус недвижимости на момент проведения оценки или сделки.

Кстати, при предоставлении услуг гражданам органы власти по закону обязаны самостоятельно запросить нужные сведения из ЕГРН в электронном виде. Мало кто знает, но, согласно 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», если какой-либо документ уже имеется в распоряжении чиновников, граждане имеют право его не предоставлять. Закон предусматривает, что госструктуры и муниципалитеты сами договорятся между собой и передадут нужный документ через межведомственный электронный документооборот.

В этом состоит идеология административной реформы, которая идёт в стране с 2010 года. Конечным результатом станет ситуация, когда для получения даже сложной комплексной услуги человеку нужен будет максимум паспорт.

Нужна выписка из ЕГРН. Что делать?

Где получить: любой МФЦ страны.

Стоимость пошлины: 750 рублей для физлиц, 2200 рублей для юрлиц.

Необходимые документы: минимальный набор — паспорт, квитанция об оплате пошлины и точный адрес объекта недвижимости (какие документы потребуются в вашем случае — лучше уточнить перед обращением).

Порядок действий: принести документы в МФЦ, заполнить на месте заявление, дождаться получения выписки.

Срок изготовления выписки: пять рабочих дней.

Для получения сведений из ЕГРН или внесения в реестр изменений можно обращаться как в МФЦ, так и в территориальный орган Росреестра. На вопросы о порядке действий и необходимых документах отвечают в справочных службах обоих ведомств:

8 800 200-40-10 — горячая линия МФЦ Ставропольского края;

8 800 100-34-34 — единый справочный телефон Росреестра.

Желтая лента

Loading...
Ученые бьют тревогу: в мире остается все меньше натуралов!

Ученые бьют тревогу: в мире остается все меньше натуралов!

Этим летом не стоит ждать ничего хорошего

Этим летом на Землю обрушатся ужасающие стихийные бедствия

Комментарии (1)

  1. Пшеничный Олег 26 января 2017, 18:18 # 0
    мфц — панацея