Такого Ставрополя вы ещё не видели!

Такого Ставрополя вы ещё не видели!
Такого Ставрополя вы ещё не видели!
Два ставропольских художника рассказали, каким видят город, где любят бывать больше всего и как относятся к происходящим в краевом центре изменениям.
Ставрополь называют городом тюльпанов или роз, самым зелёным, а с недавних пор — самым благоустроенным. Оказывается, Ставрополь — это ещё и город художников. Живописцев на душу населения здесь больше, чем в других провинциальных городах. Возможно, именно улицы и парки, окраины и окрестности краевого центра вдохновляют взяться за кисти и краски.

Герои публикации — Владимир Грибачёв и Андрей Самарин. Оба живут в Ставрополе, создают собственные полотна и обучают молодёжь. Непохожие, но, несомненно, влюблённые в город мастера рассказали, каким видят Ставрополь. Оказалось, эти два взгляда — очень разные.

Владимир Грибачёв

Родился: в селе Стародубском Будённовского района. «В селе учился, встретил свою жену, мы переехали в Будённовск, там родились и выросли наши дети». В Ставрополе Владимир Грибачёв с 1994 года.

Первая работа о Ставрополе: гравюра, на которой изображена ставропольская крепость с высоты птичьего полёта. Создана в 1995 году, положила начало серии «Ставрополь губернский».

Любимое место в городе: Центральный парк, улица Карла Маркса.

Лучшее время года: «Раннее утро — в любое время года. Изображать интереснее всего зиму: город покрывается снегом, и вся его красота видна ещё ярче».

Вид сверху лучше

История любви Владимира Грибачёва к Ставрополю началась в 1994 году. К тому моменту он — член Союза художников России, преподаватель с 25-летним стажем — переехал в краевой центр из Будённовска по приглашению друга.

Ставропольцы могли видеть работы Владимира Грибачёва в книгах о краеведении. Его полотна украшают холлы и кабинеты городской администрации, краевого суда, прокуратуры и других учреждений. Художник изображает Ставрополь, который трудно увидеть своими глазами: с высоты птичьего полёта. Идея использовать этот ракурс пришла ему спонтанно при необычных обстоятельствах.

— Когда я только приехал, плохо ориентировался в городе, — рассказывает Владимир Яковлевич. — Жил у друга. Он решил поселить меня на кухне, потребовалось поставить туда диван. Мы его купили и повезли из центра на юго-запад в «Газоне». А там, знаете, только одно место рядом с водителем. Друг сел в кабину, а я — в кузов, прямо на диван. Еду, гляжу по сторонам. И вдруг подумал: как интересно вот так, сверху, смотреть на город… Так родилась идея писать Ставрополь с высоты.

Первую работу о краевой столице мастер создал в 1995 году. Многим художникам поступило тогда предложение сделать сувенирную продукцию к юбилею Октябрьского района. В качестве примера Владимиру Грибачёву и его другу, художнику Игорю Девишеву, показали стандартный набор — ручки, календари.

— Мы сидим и думаем — а что же мы можем? — вспоминает мастер. — Выходим из здания администрации удручённые… А потом пришла мысль сделать гравюру про Ставрополь. Сейчас она уже в анналах истории, напечатана во множестве книг.

В своей мастерской на третьем этаже здания Союза художников Ставрополья Владимир Грибачёв на специальном станке создал немало гравюр и помог освоить технику своим подопечным — студентам художественного училища.

Через время и сквозь стены

Грибачёв писал Ставрополь акварелью, маслом, делал офорты (разновидность гравюры). Всего несколько сотен картин и оттисков. Точное количество работ неизвестно, мастер сбился со счёта. Все работы художника — о старом городе, которого сегодня уже не существует.

— Красота Ставрополя в его исторической ажурности, — поясняет автор. — Образ города для меня — камерный, провинциальный, малоэтажный. Два, максимум три этажа. Новые здания создают, на мой взгляд, диссонанс в городской среде. Когда я изображаю Ставрополь, мысленно убираю их.

Увидеть город сквозь века художнику помогают краеведы Герман Беликов и Алексей Кругов. Они снабжают мастера информацией и старыми фотографиями.

— Будучи приезжим человеком, желая понять этот город и его архитектурную сущность, я стал проникаться и увлёкся даже, — продолжает Владимир Грибачёв. — В промежутке между другими творческими работами пишу старый Ставрополь. Люблю ходить по местам, где ещё не снесены исторические здания. Даже если они не реставрированы. Меня скорее возмущает, когда при реставрации начинают искажать концепцию дома. Так было с аптекой Байгера на Карла Маркса. Её просто закрасили краской, закрыв флорентийскую мозаику. Можно ли возвратить это или нет — даже не знаю…

Стоит ли упоминать, что здания-новоделы в центральной части города огорчают художника? Особенно если это многоэтажки, которые «выгоняют» в расчёте на прибыль.

— К вопросам застройки Ставрополя нужно подходить профессионально, — сетует мастер. — Преследуя коммерческие интересы, важно помнить, что жить здесь будут и после тебя. У города есть история, и её обязательно нужно сохранить.

Андрей Самарин

Родился: в Ставрополе. «Я всю жизнь прожил здесь. Бывал в других странах, но нигде не нашёл ничего лучше».

Первая работа о Ставрополе: была написана ещё во время обучения в художественной школе.

Любимое место в городе: Холодные родники (на Осетинке).

Лучшее время года: «Осень — самая красивая в Ставрополе».

В ритме спальных районов

— Ещё в художественной школе мы постоянно рисовали Ставрополь, — рассказывает Андрей Самарин. — Это была часть обучения — ходить на пленэры по городским окрестностям. Помимо достопримечательностей, изображал разные интересные фрагменты: двери, окна, ворота, даже стены. Выпускники художественной школы хорошо знают город с визуальной точки зрения. Они его «пощупали» и рассмотрели.

В памяти художника осталась серия работ, на которых он запечатлел двери ставропольских старинных домов. В университете Андрей изучал дизайн — профессию, которая во многом пересекается с архитектурой.

— Вопреки стереотипам, многие дизайнеры-архитекторы любят проспекты, спальные районы: то, что спроектировано в глобальном виде, — продолжает художник. — Это ритм, это композиция, выложенная определённым модулем. Если всю её осознать, принять и прочитать, можно получить огромное удовольствие.

Андрей Самарин работает в студии на 14 этаже высотного здания. Здесь он пишет картины, учит людей живописи и мастерству рисунка.

— Мне с самого детства везло на хорошие виды, — говорит он. — Раньше из окон моего дома можно было наблюдать закат, сейчас — рассвет. Небо — невероятно красивое, его хочется рисовать. Из окон студии иногда открывается Эльбрус, особенно зимой, когда воздух прозрачный. С высоты город можно рассмотреть, как макет. Рельефность делает его особенным. Если бы Ставрополь находился на идеально ровной плоскости — не было бы таких прекрасных видов с высоты.

Под окнами студии — ковёр дубовой рощи. Сейчас она укрыта снегом, а осенью переливалась красками и притягивала взгляд.

— На пленэры с учениками мы ходим редко, когда позволяет погода, — делится Андрей Самарин. — Осенью были в Александровском парке, писали с натуры. Иногда делаем копии картин известных ставропольских художников. Гречишкина, например. Старый парк, Холодные родники — эти места мы писали сами много-много раз.

Город, который меняется

Художник любит гулять по Ставрополю и замечать происходящие в нём изменения.

— Всю жизнь стараюсь ходить пешком, — вспоминает мастер. — Ещё во времена учёбы в университете (Андрей закончил СевКавГТУ, — Авт.) из юго-западного района на пары ходил через парк. Сейчас после работы люблю выезжать в центр — посмотреть на ночной город, подышать воздухом. Ставрополь сильно меняется, очень быстро застраивается. Едва ли не каждый день замечаю обновления. Кажется, вчера ещё здесь ничего не было, а сегодня — дом построили.

Андрей Самарин назвал ещё одну деталь городской среды, которая делает Ставрополь прекраснее. Чтобы взглянуть на неё с позиции художника, придётся дождаться весны…

— Наш Зеленстрой — мастера по части чудес, — говорит Андрей. — В тёплое время года они постоянно удивляют «натюрмортами» на клумбах. В Ставрополе много цветов и меняющихся композиций. Они не приедаются, не дают взгляду «затереться» и охладеть к этой красоте. Одну неделю цвели тюльпаны, другую — розы. И кажется, как будто в другом городе находишься.

Местом для души Андрей Самарин назвал осенние Холодные родники с их золотистым лесным обрамлением, качающимся подвесным мостиком. А людям, которые ничего не знают о Ставрополе, он показал бы центр.

— Если бы ко мне приехали гости и попросили провести экскурсию, конечно же, мы первым делом пешком отправились бы к драмтеатру, погулять в сквере, — рассуждает художник. — Чтобы они ощутили тишину, которая оттуда распространяется по улицам. Прошлись бы к Солдату, выбрали маршрут и отправились гулять. Я хорошо знаю Ставрополь и всегда отмечаю: как, ну как такое возможно, чтобы город был настолько классный. Ведь на самом деле найти красоту можно в любом районе, в любой его точке.

Желтая лента

Loading...
Банка солений а трассе, апрель 2018

Загадка таинственной банки огурцов на американском автобане

Англия сняла издевательский фильм про Россию

Англия сняла издевательский фильм про Россию

Комментарии (2)

  1. Пшеничный Олег 26 января 2017, 18:42 # 0
    c детства мечтал быть настоящим художником, но Господь сыграл со мной злую шутку, и я не могу нарисовать даже колобка
    1. сергей полянкин 31 января 2017, 19:27 # 0
      колобка я пожалуй что смогу начертить
    240x400
    240x400