Предгорный район — казачьи станицы и древние памятники

Предгорный район — казачьи станицы и древние памятники
Предгорный район — казачьи станицы и древние памятники
В юго-западной части Ставропольского края находится удивительное место — Предгорный район. Эти земли издревле привлекали людей красотой природы, а также наличием целебных источников. Современная история района неразрывно связана с храбрыми казаками.
Здесь бывал Суворов

Территория нынешнего Предгорного района ранее входила в состав Пятигорского округа Кавказской области (позже — Пятигорского уезда Ставропольской губернии). Уезд был передан Терской области в 1874 году как Пятигорский округ. Спустя 14 лет стал Пятигорским отделом, а в 1921 году стал частью Терской губернии. Через три года его ликвидировали, а территорию передали Минераловодскому и Ессентукскому районам. Впервые Предгорный район был образован в 1959 году с центром в станице Ессентукской. В своих нынешних границах он был окончательно сформирован в 1965 году.

Предгорный район заселялся преимущественно казаками-переселенцами и крестьянами с юга Украины и центра России. Районный центр, станица Ессентукская, была основана на реке Подкумок по приказу генерала Алексея Ермолова. Её первыми жителями стали казаки Волгского полка, которые приехали с Поволжья. Позже левобережная часть поселения стала курортным городом, а правобережная осталась казачьей станицей. 45 лет спустя, в 1871 году, здесь было создано управление первого военного отдела Терского казачьего войска.

Одна из старейших станиц района, Суворовская, основана в 1825 году. Её первые жители — казаки Хопёрского полка. Это подразделение в 1832 году стало частью Кавказского линейного казачьего войска. Недалеко от станицы сохранились остатки лагеря, который некогда посещал великий полководец Александр Васильевич Суворов. Станичники захотели увековечить его имя в этих местах, и в 1835 году в Санкт-Петербург был направлен рапорт, на который вскоре пришёл ответ: «Государь Император по всеподданнейшему докладу повелеть изволили: Карантинную станицу Хопёрского казачьего полка, близ которого находится возвышение, называемое «Суворов курган», получившее название расположения на оном лагере покойного генерал-фельдмаршала Италийского, графа Суворова-Рымникского, назвать Суворовской в память о пребывании сего полководца на Кавказской линии». В 1860 году Кавказское линейное казачье войско было расформировано, и станица вошла в Кубанское казачье войско.

Загадка Этокского монумента

Есть в Предгорном районе село Этока, неподалёку от которого находятся немало древних курганов. Однако самый знаменитый памятник старины, найденный в этих местах, — это статуя Дука-Бека, известная как Монумент Буса, называемая также Этокским идолом.

О самом времени создания этой удивительной скульптуры учёные ведут споры. По некоторым данным, ей 17 веков, по другим — «всего» 9. Памятник представляет собой гранитное изваяние высотой в 2,65 метра. Покрыт он различными надписями и рисунками.

Впервые Дука-бека описал немецкий учёный Иоганн Гюльденштедт, который увидел его в мае–июне 1773 года. Спустя сорок лет граф Николай Румянцев, бывший здесь с научной экспедицией, рассказал в письме митрополиту Евгению Болховитинову о странной древней статуе:

«Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника, — таким образом, по мнению Румянцева, изображённый человек является христианином, что опровергает бытовавшие в те времена мнения об исключительно языческом населении кочевых народов Северного Кавказа в древности».

Более чем век спустя просветитель адыгейского народа Шора Бекмурзин Ногмов также описал памятник, причём указал, что в конце надписи на постаменте указана дата — IV век нашей эры — и соотносит этот факт с адыгским преданием. Якобы именно в это время жил князь Дауо, сын которого, Баксан, был знаменитым героем. Однако в сражении с неприятелем он погиб вместе с семью братьями, а сестра перенесла их тела с места битвы и захоронила в этих местах, а на могиле воздвигла этот монумент. Народ именует памятник «Дауко Баксан», что значит «Дауов сын Баксан».

В середине XIX века памятник перевезли в Пятигорск в музей под открытым небом, откуда в 1881 году перевезли в Государственный Исторический музей в Москве, где он хранится до сих пор.

Учёные неоднократно предлагали варианты расшифровки странной надписи. Например, академик Василий Латышев прочёл её так: «Успокоился раб божий Георгий Грек …130 года 12 марта». Профессор Георгий Турчанинов прочитал надпись с позиций греческого и адыгского языков и отметил, что вместо «грек» правильней читать Пек (Бек).

Ориентируясь на результат Турчанинова, Арсен Кафоев расшифровал надпись следующим образом: «Восемь сыновей Тауо, воспитанник — сын Пак погибли в сражении с утами. Плеяде сыновей восьми мужчинам (или восьми храбрейшим) посвящён (памятник)». Этот вариант, предложенный Арсеном Жаброиловичем, полностью совпадает с древней легендой.

А совсем недавно в Пятигорске появился музей под открытым небом. Для него московские специалисты изготовили копию «Дука-Бека», которая была помещена в центр экспозиции.

Певец земли Ставропольской

С Предгорным районом связано имя знаменитого писателя Андрея Терентьевича Губина. Писатель-краевед родился в станице Ессентукской в 1927 году. Его предки родом из-под Великого Новгорода, прадед был терским казаком. У деда было девятнадцать детей, отец писателя Терентий — восемнадцатый ребёнок в семье.

Отец приучал сына к труду с малых лет. Работать будущий писатель начал в 15 лет, сменил множество профессий: пожарного, кочегара на паровозе, молотобойца, судового машиниста. Одно время жил в Москве, по ночам работая кочегаром в гостинице, а дни проводя за чтением книг в библиотеке. Бороздил просторы Тихого океана, неизменно возвращаясь с записными книжками, полными путевых заметок.

Самые сильные впечатления на Андрея Терентьевича наложили Великая Отечественная война и оккупация, а также тотальный контроль жизни общества со стороны коммунистической партии.

Для Андрея Губина это было тяжело — творческая натура проснулась в нём весьма рано, ещё в Риге, где он получал среднее образование. Именно здесь он написал первые стихи. Они были посвящены морю.

Первые публикации стихов Губина появились в 1951 году в «Искре». Спустя короткое время он стал литсотрудником этого издания, параллельно работая в типографии корректором. Андрей Терентьевич окончил ВГИК, получил квалификацию драматурга, а в 1969 году его приняли в члены Союза писателей СССР. Произведения Губина публиковались в многих периодических изданиях, а подписывал их он псевдонимом «Андрей Тристан — Губин». Тристан — это фамилия его матери Марии, имеющей французские корни.

Именно памяти матери посвящено главное произведение писателя — роман «Молоко волчицы», который Губин писал с 22-летнего возраста. На создание эпопеи ушло около 20 лет. Она охватывает более века истории терского казачества. В романе показаны казачьи семьи Пятигорья и Терека в различные эпохи, начиная с зарождения нескольких казачьих станиц: Ессентукской, Кисловодской, Горячеводской и других. Произведение повествует и о трагических страницах революции, репрессий, Великой Отечественной войны, о том, как люди преодолевали эти невзгоды и сохраняли в себе верность вечным ценностям: любви и патриотизму.

Почти всё творчество Андрея Губина посвящено малой родине — Ставропольскому краю, о котором он сказал: «Я не выбирал её на карте — я её песчинка, и расстаться с ней уже не сумею». 

Желтая лента

Loading...
Чебурашка оказался евреем, но не сионистом

Чебурашка оказался евреем

Истории Лавкрафта про разумные грибы с Юггота находят научное подтверждение

Эти грибы научились превращать живых в зомби

Комментарии (0)