Общественная палата. Предварительные замечания

Общественная палата Ставропольского края
Общественная палата Ставропольского края Фото: Общественная палата Ставропольского края
На днях Дума Ставропольского края проголосовала за законопроект о создании в крае общественной палаты. Выскажу пару предварительных замечаний.
Эту инициативу вполне можно приветствовать. Орган общественного контроля в нашем крае, где существует множество проблем, нужен. 
Более того, 2 июля 2013 года Государственная Дума России приняла во втором чтении законопроект, изменяющий порядок формирования Общественной палаты России. Когда закон будет принят, в ее формировании будут участвовать общественные палаты субъектов. Таким образом, необходимость создания краевой общественной палаты была очевидна.

А вот текст законопроекта, ранее опубликованный на сайте краевой Думы, вызывает ряд вопросов

1. Палата обозначена как независимый орган, однако указано, что она не является юридическим лицом. Зачем это было сделано, совершенно неясно. Да, некоторые общественные структуры не являются юридическими лицами. Например, Общественный совет СКФО. Но этот орган создан при Полномочном представителе Президента, и аппарат полпреда занимается обеспечением его деятельности. Кто же будет обеспечивать работу палаты? 

2. В статье 25 законопроекта сказано, что вопросами организации работы палаты будет заниматься аппарат Правительства края. Соответственно, работники аппарата будут отвечать и за канцелярские принадлежности, и за оплату поездок и мероприятий. Это не столь уж плохо, скорее наоборот – это попытка сэкономить бюджетные деньги. Понятно и то, почему палату не создали при Губернаторе края, это вызвало бы сомнения в ее самостоятельности у общественности.  Но вот то, что палата не юрлицо – однозначно плохо. Ни получить грант, ни пожертвования она не сможет в принципе.
Соответственно, встречающееся на просторах интернета мнение, что раз в законопроекте ничего не сказано о финансировании палаты, его не будет, не верно. Будет, просто финансовые вопросы решать будут чиновники аппарата Правительства Ставропольского края. 

3. А это значит, что о финансовой самостоятельности речь уже идти не может, и даже предусмотренную статьей 1 гербовую печать общественная палата не сможет сама оплатить.
А еще палата, как я отметил выше, не сумеет ни получить гранты, ни пожертвования граждан, не сможет сама заключать договоры и соглашения о сотрудничестве. Все финансовые вопросы она будет решать через чиновников из краевого правительства. Экономия – это хорошо, но и об эффективности нельзя забывать.

4. Гарантии деятельности общественной палаты, указанные в статье 14 законопроекта сложно назвать действенными. По большему счёту, их правильнее было бы назвать фиктивными нормами – они есть, а толку нет. 
Будем надеяться, что в дальнейшем их перечень расширят, а существующим «прибавят смысла», переформулировав нормы статьи 14 так, чтобы их действительно можно было назвать гарантиями. 

Высказанные замечания носят скорее технический характер. И даже если законопроект станет законом совсем без исправлений, работать он будет. 
И закон, как показывает практика, действительно нужный.
В ряде субъектов такие палаты работают, известны случаи, когда их вмешательство приносило серьёзную пользу обществу.
Посмотрим, каков будет опубликованный закон. 

Максим Цапко

Желтая лента

Loading...
Ученые раскрыли главный секрет влагалища

Ученые раскрыли главный секрет влагалища

Сейчас вместо духовного преображения электронная музыка предлагает потакание низменным инстинктам

Как русофобы украли электронную музыку

Комментарии (0)