ЖКХ для народа

Ольга Александровна Силюкова
Ольга Александровна Силюкова Фото: Ставгород
Ставропольскую «коммуналку» ждут реформы. В начале января постановлением губернатора Ставрополья Владимира Владимирова в крае создано министерство ЖКХ. Чем займётся новое ведомство и какие вопросы будет решать в первую очередь? С нами побеседовала министр жилищно-коммунального хозяйства края Ольга Силюкова.
Платить только за дело

Ольга Александровна, изначально централизованная система оказания людям коммунальных услуг создана ради удобства. Ведь как хорошо – самому не надо воду носить, печь топить: всё сделают за тебя. Остаётся только оплатить эту работу. Люди, по идее, должны радоваться, а на деле всё наоборот – ругают и ругают ЖКХ. В чём причина? И как изменить эту ситуацию?
– Если речь о тарифах на воду, свет, газ, тепло, – то в этой сфере в нашей стране предусмотрено жёсткое государственное регулирование. Но больше всего вопросов, по опыту, вызывают даже не тарифы, а то единственное, что не подлежит прямому контролю государства, – плата за содержание и ремонт жилья, так называемая «первая строчка». С одной стороны, это логично: между потребителем и управляющей компанией (УК) – договорные отношения. И это логично. Это позволяет потребителю при желании договориться с УК по принципу: мы вам платим больше, а вы нам оказываете больше услуг. На деле результат другой. Люди, которые платят за содержание и ремонт 7 руб. за квадратный метр зачастую получают лучшее обслуживание, чем те, кто платит 15 руб. 
Почему это происходит – понятно. Одни УК работают ради людей, другие – ради наживы. Вопрос в том, как это исправить?
– Хороший вопрос. И ответ на него у нас сегодня есть. Основной документ, который регулирует деятельность управляющих компаний – Постановление Правительства РФ, которым закреплены правила предоставления коммунальных услуг. Там описаны права и обязанности обеих сторон: УК и потребителя. Например, необходимо убирать придомовую территорию. Но как часто это делать и сколько это должно стоить – не написано нигде. Ориентиров нет ни для потребителя, ни для самой управляющей компании. И мы их создадим. 
Работу эту планируем проводить в сотрудничестве с крупными и ответственными УК. В итоге появится документ, в котором будут чётко нормированы все виды работ: кто их должен выполнять, с какой периодичностью и сколько это стоит. Жители не обязаны оплачивать из своего кармана непомерно раздутые зарплатные аппетиты управляющих компаний – такова позиция министерства, и нас поддерживает в этом Губернатор Владимир Владимиров. Причём начнём мы не с нуля – такие методические рекомендации уже разработаны, например, в Московской области. Возьмём их за основу и адаптируем к нашим реалиям. 
Как должен выглядеть отчёт для собственников? Как составлять смету? О чём поговорить на общем собрании? Как оформить протокол, на котором утвердили смету? Как отчитываться и какие документы необходимо показывать жителям? На все эти вопросы мы дадим однозначные ответы, причём доступные не только представителям УК, но и всем потребителям. Планируем, что в течение четырёх месяцев вся информация появится на сайте краевого Министерства ЖКХ.

Будет выбор 

Сами управляющие компании готовы подчиняться этим правилам?
– Будут готовы. Мы подведём их к этой необходимости. Напомню, что представители УК сами будут участвовать в разработке нормативов. А во-вторых, сегодня, как вы знаете, все управляющие компании проходят лицензирование. После этой процедуры для них будет предусмотрена определённая планка по количеству жалоб жителей. Если жалоб будет больше, то у компании отберут на время лицензию. В их интересах работать по правилам.
– А что тогда будет с домом?
– Выберут другую управляющую. В крупных городах между ними достаточно серьёзная конкуренция. Но если альтернативы проштрафившейся УК нет, то орган местного самоуправления будет обязан создать муниципальную управляющую компанию, которая уж наверняка будет работать строго в соответствии с правилами. Хочу напомнить, что с 1 мая 2015 года в связи с изменениями в Жилищный кодекс непосредственный способ управления можно применять только в домах, где не более 16 квартир. Всем остальным мы обязаны будем обеспечить профессиональное управление. Это отдельная и большая работа министерства – создать муниципальные управляющие компании во всех территориях, где это необходимо. 

Платёжку дождёмся

Уже в феврале ставропольцы впервые будут оплачивать взносы за капремонт. Но многие до сих пор не в курсе, кто начислит им сумму платежа, как придёт платёжка.
– Тем, кто выбрал для накопления средств счёт регионального оператора, так называемый «общий котёл», обеспечит предоставление платёжных документов фонд капитального ремонта. К делу привлекут рассчётно-кассовые центры, управляющие компании, банки и так далее. 
Также министерство обратило внимание управляющих компаний на необходимость помочь выставить платёжные документы собственникам, которые выбрали спецсчёт. Ставропольцы обращались в министерство, рассказывая, что УК в ответ на такие просьбы говорили: «Не наше дело, мы этим заниматься не будем». Это неправильно. В соответствии с правилами управления многоквартирными домами собственники вправе поручить УК начислять и собирать взнос за капремонт. Кроме того, такие услуги предлагает и региональный оператор. Однако эту работу необходимо будет оплачивать. 
Многие говорят, дескать, несправедливо. Но хочу напомнить, что деньги со спецсчёта собственники будут держать в банке, а значит, им начислят проценты, которыми жители распорядятся сами. В случае, когда взносы собирают в «общий котёл», то текущие расходы, в том числе, на формирование и рассылку платёжек, будут оплачиваться именно за счёт банковских процентов. Средства собственников – неприкосновенны. Они пойдут только на ремонт. 
К слову, о платёжках. Иногда управляющие компании вообще не утруждают себя необходимостью выставлять платёжки собственникам: мол, приходите к нам в офис и узнаете, сколько вам нужно платить…
– Это неправильно. Это нарушение стандартов управления жилым домом. И чтобы ставропольцам не приходилось сталкиваться с таким самоуправством, первая и одна из основных целей работы министерства – заставить управляющие компании придерживаться правил, утверждённых федеральным и региональным законодательством. Причём не только «силовыми» методами. Мы сформируем координационный совет из представителей самих управляющих компаний. Не только жилищный надзор и министерство будут влиять на их деятельность, но и экспертное мнение – мнение коллег, которые знают правила и умеют по ним работать. 

Норматив вернётся 

В прошлом году нормативы на общедомовые нужды по электроэнергии в краевой столице отменили. Новые пока не ввели. Жители опасаются – не появятся ли внезапно в платёжках долги?
– Если собственники на общем собрании приняли решение распределять разницу между показаниями общедомового счётчики и суммой показаний внутриквартирных приборов учёта между всеми жителями (пропорционально площади их квартир), то к таким домам нормативы отношения не имели. Он был необходим там, где собственники не приняли такого решения, причём в качестве ориентира: общедомовые нужды также распределялись между квартирами, но в пределах этого норматива. 
Когда норматив рассчитывали, в крае общедомовые приборы учёта электроэнергии были редкостью. Теперь – наоборот. Только в 2% домов их пока нет. Чтобы сформировать новый норматив, нам необходимо заново собрать сведения у поставщиков электроэнергии и использовать другой метод расчёта – таков закон. 
В течение трёх ближайших месяцев мы планируем утвердить новый норматив. Да, некоторым ставропольцам в этот переходный период не начисляли оплату за общедомовые нужды. Но это не значит, что в доме перестало работать освещение, ездить лифты, а насосы прекратили закачивать воду на верхние этажи, верно? После утверждения нового норматива потреблённую электроэнергию необходимо будет оплатить. Министерство обсудило с поставщиками этот вопрос, и мы пришли к соглашению, что никто из них не выставит жителям всю сумму сразу. Её будут включать в платёжки небольшими долями.

Научат защищать права

И вновь к теме взаимодействия жильцов и управляющих компаний, пожалуй, самой острой в последнее время. Представим ситуацию: вечер, в доме прорвало трубу (или отключился свет в одном из подъездов). Аварийные службы не приедут – это не их территория, УК закрыта, а частные ремонтники и рады бы выполнить работы за деньги, но у них нет доступа к подвалам, где расположены основные узлы коммуникаций. Что делать?
– По стандартам управления УК должна обеспечить аварийное обслуживание своих домов. Если не сама, то заключив договор со специализированной службой и предоставив им доступ во все помещения, где находятся коммуникации. Некоторым управляющим компаниям, особенно небольшим, расположенным в малых населённых пунктах, не обязательно содержать свою аварийно-диспетчерскую службу. Они могут работать нанять для этого специалистов. Но всех жителей должны уведомить – куда они могут позвонить в случае аварии, например, с помощью объявлений на подъездах. 
Истоки всех проблем, возникающих с управляющими компаниями, на мой взгляд, в том, что жителя не считают равноправным партнёром. Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда сами собственники оказываются грамотнее сотрудников управляющих компаний, указывают им на нарушения. Но, к сожалению, досконально изучать законодательство – это долго, а спорные ситуации иногда не терпят отлагательств. Поэтому краевое министерство планирует создать в каждом городе и районе на базе администраций школы грамотного потребителя. Эту идею мы представили Губернатору Владимиру Владимирову, и получили поддержку.
В муниципалитетах определят время, место и будут собирать председателей и членов советов дома, активных жителей и рассказывать им о том, какие у них есть права и обязанности. Учебный план для таких занятий разработан на федеральном уровне. Также мы планируем разработать видеоуроки, в которых доступно, простым языком будем отвечать на самые частые вопросы жителей. Доступны они будут на сайте министерства. 

Делимся опытом 

Наш край практически полностью газифицирован и обеспечен электроэнергией. Жителей отдалённых районов чаще интересует вода. Известно, что себестоимость доставки воды в небольшие сёла и посёлки высока. И сети немало изношены. Люди опасаются, что в нынешней непростой экономической ситуации про необходимый ремонт и обновление сетей просто забудут, и они могут остаться без воды. 
– С одной стороны, в сёлах и малых городах действительно сложно реализовывать инвестиционные программы по строительству новых коммуникаций. Частный инвестор хочет вкладываться только в коммуникации густонаселённых территорий, чтобы была высокая финансовая отдача. Но для того мы и работаем, чтобы обеспечивать благоприятные условия всем жителям края, независимо от того, где находится их дом – в центре Ставрополя или в самом отдалённом районе края. 
Инвестиционная составляющая заложена в каждом тарифе. И любой поставщик коммунальных услуг должен вкладывать эти средства в обновление сетей. Эту работу министерство будет строго контролировать. Да, возможно, в ближайшее время, когда страна сосредоточена на реализации социальных программ и поддержке граждан, вряд ли стоит ожидать масштабных проектов по строительству новых коммуникаций. Но имеющиеся сети будут обслуживать в полном соответствии с законом. 
К тому же, у нас уже есть положительный результат именно в сфере водоснабжения. В крае реализовали программу «Чистая вода», в ходе которой устраняли недостатки в системах водоснабжения и повышали качество питьевой воды. Большую работу провели, например, в Будённовске. Там появились новые установки по очистке воды. Недавно Роспотребназдор исследовал питьевую воду в крае, и их выводы однозначны – её качество улучшилось. 
Свои проекты по замене сетей будет осуществлять и Крайводоканал. Причём, мало кто знает, но буквально полгода назад к нам обращался Краснодарский край с целью перенять опыт создания такой краевой структуры. У соседей все водоканалы муниципальные, разрозненные. Когда-то так было и на Ставрополье. Но в 1997 году, когда МУПы находились на грани банкротства, и водоснабжение в крае оказалось под угрозой, было принято решение объединить их, чтобы выровнять ситуацию. Краю это удалось. Разумеется, есть у нас и самостоятельные водоканалы, их около 80, но более 60% воды распределяют между потребителями по сетям протяжённостью 16 тыс. км из единого центра по единой цене. Это гарантирует надёжность поставок, позволяет в случае аварийных ситуаций перенаправить мощности из крупных городов в отдалённые территории. По такому же принципу работает энергосистема в стране.
Получается, в крае создали уникальную структуру, которая занимается водоснабжением?
– Для России – да, наш пример уникален. И это подтвердили на уровне Министерства строительства Российской Федерации. Многие регионы сегодня изучают его и планируют перенять. 

У нас получится 

Ольга Александровна, этот вопрос, наверняка, ещё не раз зададут вам журналисты – какие ощущения вы испытали в связи с назначением на новую должность? Чем вы планируете заняться в первую очередь?
– В первую очередь, это большая ответственность, которую доверил мне Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Может это прозвучит несколько возвышенно, но мне хотелось бы повернуть ЖКХ лицом к народу. Поверьте, в отрасли работает немало достойных специалистов, которым очень обидно слышать, когда люди ругают ЖКХ на чём свет стоит. С другой стороны, когда сталкиваешься с проблемами людей, понимаешь – ругают не зря! Поэтому в первую очередь надо сделать единомышленниками всех – и население, и управляющие компании, и председателей ТСЖ, и ресурсоснабжающие организации. Главное – мы знаем, как этого сделать. Уверена, у нас получится!

Досье:
Ольга Александровна Силюкова с 1987 года работает в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, была экономистом по нормированию труда в ЖЭУ. С 1996 года – сотрудник Министерства ЖКХ края. Возглавляла созданный в 2014 году Фонд капитального ремонта. Затем – заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ. С января 2015 года – министр жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. 

Желтая лента

Loading...
Рэп в России запретят совсем

Рэп в России запретят совсем

ЭТО девушка обнаружила в своей тарелке

Сети быстрого питания кормят людей едой для свиней

Комментарии (0)