ЖКХ для народа

Ольга Александровна Силюкова
Ольга Александровна Силюкова Фото: Ставгород
Ставропольскую «коммуналку» ждут реформы. В начале января постановлением губернатора Ставрополья Владимира Владимирова в крае создано министерство ЖКХ. Чем займётся новое ведомство и какие вопросы будет решать в первую очередь? С нами побеседовала министр жилищно-коммунального хозяйства края Ольга Силюкова.
Платить только за дело

Ольга Александровна, изначально централизованная система оказания людям коммунальных услуг создана ради удобства. Ведь как хорошо – самому не надо воду носить, печь топить: всё сделают за тебя. Остаётся только оплатить эту работу. Люди, по идее, должны радоваться, а на деле всё наоборот – ругают и ругают ЖКХ. В чём причина? И как изменить эту ситуацию?
– Если речь о тарифах на воду, свет, газ, тепло, – то в этой сфере в нашей стране предусмотрено жёсткое государственное регулирование. Но больше всего вопросов, по опыту, вызывают даже не тарифы, а то единственное, что не подлежит прямому контролю государства, – плата за содержание и ремонт жилья, так называемая «первая строчка». С одной стороны, это логично: между потребителем и управляющей компанией (УК) – договорные отношения. И это логично. Это позволяет потребителю при желании договориться с УК по принципу: мы вам платим больше, а вы нам оказываете больше услуг. На деле результат другой. Люди, которые платят за содержание и ремонт 7 руб. за квадратный метр зачастую получают лучшее обслуживание, чем те, кто платит 15 руб. 
Почему это происходит – понятно. Одни УК работают ради людей, другие – ради наживы. Вопрос в том, как это исправить?
– Хороший вопрос. И ответ на него у нас сегодня есть. Основной документ, который регулирует деятельность управляющих компаний – Постановление Правительства РФ, которым закреплены правила предоставления коммунальных услуг. Там описаны права и обязанности обеих сторон: УК и потребителя. Например, необходимо убирать придомовую территорию. Но как часто это делать и сколько это должно стоить – не написано нигде. Ориентиров нет ни для потребителя, ни для самой управляющей компании. И мы их создадим. 
Работу эту планируем проводить в сотрудничестве с крупными и ответственными УК. В итоге появится документ, в котором будут чётко нормированы все виды работ: кто их должен выполнять, с какой периодичностью и сколько это стоит. Жители не обязаны оплачивать из своего кармана непомерно раздутые зарплатные аппетиты управляющих компаний – такова позиция министерства, и нас поддерживает в этом Губернатор Владимир Владимиров. Причём начнём мы не с нуля – такие методические рекомендации уже разработаны, например, в Московской области. Возьмём их за основу и адаптируем к нашим реалиям. 
Как должен выглядеть отчёт для собственников? Как составлять смету? О чём поговорить на общем собрании? Как оформить протокол, на котором утвердили смету? Как отчитываться и какие документы необходимо показывать жителям? На все эти вопросы мы дадим однозначные ответы, причём доступные не только представителям УК, но и всем потребителям. Планируем, что в течение четырёх месяцев вся информация появится на сайте краевого Министерства ЖКХ.

Будет выбор 

Сами управляющие компании готовы подчиняться этим правилам?
– Будут готовы. Мы подведём их к этой необходимости. Напомню, что представители УК сами будут участвовать в разработке нормативов. А во-вторых, сегодня, как вы знаете, все управляющие компании проходят лицензирование. После этой процедуры для них будет предусмотрена определённая планка по количеству жалоб жителей. Если жалоб будет больше, то у компании отберут на время лицензию. В их интересах работать по правилам.
– А что тогда будет с домом?
– Выберут другую управляющую. В крупных городах между ними достаточно серьёзная конкуренция. Но если альтернативы проштрафившейся УК нет, то орган местного самоуправления будет обязан создать муниципальную управляющую компанию, которая уж наверняка будет работать строго в соответствии с правилами. Хочу напомнить, что с 1 мая 2015 года в связи с изменениями в Жилищный кодекс непосредственный способ управления можно применять только в домах, где не более 16 квартир. Всем остальным мы обязаны будем обеспечить профессиональное управление. Это отдельная и большая работа министерства – создать муниципальные управляющие компании во всех территориях, где это необходимо. 

Платёжку дождёмся

Уже в феврале ставропольцы впервые будут оплачивать взносы за капремонт. Но многие до сих пор не в курсе, кто начислит им сумму платежа, как придёт платёжка.
– Тем, кто выбрал для накопления средств счёт регионального оператора, так называемый «общий котёл», обеспечит предоставление платёжных документов фонд капитального ремонта. К делу привлекут рассчётно-кассовые центры, управляющие компании, банки и так далее. 
Также министерство обратило внимание управляющих компаний на необходимость помочь выставить платёжные документы собственникам, которые выбрали спецсчёт. Ставропольцы обращались в министерство, рассказывая, что УК в ответ на такие просьбы говорили: «Не наше дело, мы этим заниматься не будем». Это неправильно. В соответствии с правилами управления многоквартирными домами собственники вправе поручить УК начислять и собирать взнос за капремонт. Кроме того, такие услуги предлагает и региональный оператор. Однако эту работу необходимо будет оплачивать. 
Многие говорят, дескать, несправедливо. Но хочу напомнить, что деньги со спецсчёта собственники будут держать в банке, а значит, им начислят проценты, которыми жители распорядятся сами. В случае, когда взносы собирают в «общий котёл», то текущие расходы, в том числе, на формирование и рассылку платёжек, будут оплачиваться именно за счёт банковских процентов. Средства собственников – неприкосновенны. Они пойдут только на ремонт. 
К слову, о платёжках. Иногда управляющие компании вообще не утруждают себя необходимостью выставлять платёжки собственникам: мол, приходите к нам в офис и узнаете, сколько вам нужно платить…
– Это неправильно. Это нарушение стандартов управления жилым домом. И чтобы ставропольцам не приходилось сталкиваться с таким самоуправством, первая и одна из основных целей работы министерства – заставить управляющие компании придерживаться правил, утверждённых федеральным и региональным законодательством. Причём не только «силовыми» методами. Мы сформируем координационный совет из представителей самих управляющих компаний. Не только жилищный надзор и министерство будут влиять на их деятельность, но и экспертное мнение – мнение коллег, которые знают правила и умеют по ним работать. 

Норматив вернётся 

В прошлом году нормативы на общедомовые нужды по электроэнергии в краевой столице отменили. Новые пока не ввели. Жители опасаются – не появятся ли внезапно в платёжках долги?
– Если собственники на общем собрании приняли решение распределять разницу между показаниями общедомового счётчики и суммой показаний внутриквартирных приборов учёта между всеми жителями (пропорционально площади их квартир), то к таким домам нормативы отношения не имели. Он был необходим там, где собственники не приняли такого решения, причём в качестве ориентира: общедомовые нужды также распределялись между квартирами, но в пределах этого норматива. 
Когда норматив рассчитывали, в крае общедомовые приборы учёта электроэнергии были редкостью. Теперь – наоборот. Только в 2% домов их пока нет. Чтобы сформировать новый норматив, нам необходимо заново собрать сведения у поставщиков электроэнергии и использовать другой метод расчёта – таков закон. 
В течение трёх ближайших месяцев мы планируем утвердить новый норматив. Да, некоторым ставропольцам в этот переходный период не начисляли оплату за общедомовые нужды. Но это не значит, что в доме перестало работать освещение, ездить лифты, а насосы прекратили закачивать воду на верхние этажи, верно? После утверждения нового норматива потреблённую электроэнергию необходимо будет оплатить. Министерство обсудило с поставщиками этот вопрос, и мы пришли к соглашению, что никто из них не выставит жителям всю сумму сразу. Её будут включать в платёжки небольшими долями.

Научат защищать права

И вновь к теме взаимодействия жильцов и управляющих компаний, пожалуй, самой острой в последнее время. Представим ситуацию: вечер, в доме прорвало трубу (или отключился свет в одном из подъездов). Аварийные службы не приедут – это не их территория, УК закрыта, а частные ремонтники и рады бы выполнить работы за деньги, но у них нет доступа к подвалам, где расположены основные узлы коммуникаций. Что делать?
– По стандартам управления УК должна обеспечить аварийное обслуживание своих домов. Если не сама, то заключив договор со специализированной службой и предоставив им доступ во все помещения, где находятся коммуникации. Некоторым управляющим компаниям, особенно небольшим, расположенным в малых населённых пунктах, не обязательно содержать свою аварийно-диспетчерскую службу. Они могут работать нанять для этого специалистов. Но всех жителей должны уведомить – куда они могут позвонить в случае аварии, например, с помощью объявлений на подъездах. 
Истоки всех проблем, возникающих с управляющими компаниями, на мой взгляд, в том, что жителя не считают равноправным партнёром. Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда сами собственники оказываются грамотнее сотрудников управляющих компаний, указывают им на нарушения. Но, к сожалению, досконально изучать законодательство – это долго, а спорные ситуации иногда не терпят отлагательств. Поэтому краевое министерство планирует создать в каждом городе и районе на базе администраций школы грамотного потребителя. Эту идею мы представили Губернатору Владимиру Владимирову, и получили поддержку.
В муниципалитетах определят время, место и будут собирать председателей и членов советов дома, активных жителей и рассказывать им о том, какие у них есть права и обязанности. Учебный план для таких занятий разработан на федеральном уровне. Также мы планируем разработать видеоуроки, в которых доступно, простым языком будем отвечать на самые частые вопросы жителей. Доступны они будут на сайте министерства. 

Делимся опытом 

Наш край практически полностью газифицирован и обеспечен электроэнергией. Жителей отдалённых районов чаще интересует вода. Известно, что себестоимость доставки воды в небольшие сёла и посёлки высока. И сети немало изношены. Люди опасаются, что в нынешней непростой экономической ситуации про необходимый ремонт и обновление сетей просто забудут, и они могут остаться без воды. 
– С одной стороны, в сёлах и малых городах действительно сложно реализовывать инвестиционные программы по строительству новых коммуникаций. Частный инвестор хочет вкладываться только в коммуникации густонаселённых территорий, чтобы была высокая финансовая отдача. Но для того мы и работаем, чтобы обеспечивать благоприятные условия всем жителям края, независимо от того, где находится их дом – в центре Ставрополя или в самом отдалённом районе края. 
Инвестиционная составляющая заложена в каждом тарифе. И любой поставщик коммунальных услуг должен вкладывать эти средства в обновление сетей. Эту работу министерство будет строго контролировать. Да, возможно, в ближайшее время, когда страна сосредоточена на реализации социальных программ и поддержке граждан, вряд ли стоит ожидать масштабных проектов по строительству новых коммуникаций. Но имеющиеся сети будут обслуживать в полном соответствии с законом. 
К тому же, у нас уже есть положительный результат именно в сфере водоснабжения. В крае реализовали программу «Чистая вода», в ходе которой устраняли недостатки в системах водоснабжения и повышали качество питьевой воды. Большую работу провели, например, в Будённовске. Там появились новые установки по очистке воды. Недавно Роспотребназдор исследовал питьевую воду в крае, и их выводы однозначны – её качество улучшилось. 
Свои проекты по замене сетей будет осуществлять и Крайводоканал. Причём, мало кто знает, но буквально полгода назад к нам обращался Краснодарский край с целью перенять опыт создания такой краевой структуры. У соседей все водоканалы муниципальные, разрозненные. Когда-то так было и на Ставрополье. Но в 1997 году, когда МУПы находились на грани банкротства, и водоснабжение в крае оказалось под угрозой, было принято решение объединить их, чтобы выровнять ситуацию. Краю это удалось. Разумеется, есть у нас и самостоятельные водоканалы, их около 80, но более 60% воды распределяют между потребителями по сетям протяжённостью 16 тыс. км из единого центра по единой цене. Это гарантирует надёжность поставок, позволяет в случае аварийных ситуаций перенаправить мощности из крупных городов в отдалённые территории. По такому же принципу работает энергосистема в стране.
Получается, в крае создали уникальную структуру, которая занимается водоснабжением?
– Для России – да, наш пример уникален. И это подтвердили на уровне Министерства строительства Российской Федерации. Многие регионы сегодня изучают его и планируют перенять. 

У нас получится 

Ольга Александровна, этот вопрос, наверняка, ещё не раз зададут вам журналисты – какие ощущения вы испытали в связи с назначением на новую должность? Чем вы планируете заняться в первую очередь?
– В первую очередь, это большая ответственность, которую доверил мне Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Может это прозвучит несколько возвышенно, но мне хотелось бы повернуть ЖКХ лицом к народу. Поверьте, в отрасли работает немало достойных специалистов, которым очень обидно слышать, когда люди ругают ЖКХ на чём свет стоит. С другой стороны, когда сталкиваешься с проблемами людей, понимаешь – ругают не зря! Поэтому в первую очередь надо сделать единомышленниками всех – и население, и управляющие компании, и председателей ТСЖ, и ресурсоснабжающие организации. Главное – мы знаем, как этого сделать. Уверена, у нас получится!

Досье:
Ольга Александровна Силюкова с 1987 года работает в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, была экономистом по нормированию труда в ЖЭУ. С 1996 года – сотрудник Министерства ЖКХ края. Возглавляла созданный в 2014 году Фонд капитального ремонта. Затем – заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ. С января 2015 года – министр жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. 

Желтая лента

Loading...
Ученые раскрыли главный секрет влагалища

Ученые раскрыли главный секрет влагалища

Сейчас вместо духовного преображения электронная музыка предлагает потакание низменным инстинктам

Как русофобы украли электронную музыку

Комментарии (0)

    240x400
    240x400