Жилищно-коммунальная революция

Жилищно-коммунальная революция
Жилищно-коммунальная революция Фото: Алина Орлова
В Ставропольском крае стартовал федеральный просветительский проект «Школа грамотного потребителя». Первую лекцию активным жителям многоквартирных домов прочли в 38 «школах» по всему краю.Занятие в Доме культуры Железноводска стало особенным – его посетила министр жилищно-коммунального хозяйства края Ольга Силюкова. После лекции министр ответила на вопросы жителей курортного города.
Поучиться и пообщаться

В зале железноводского ДК собралось более 60 человек. Всего по подсчётам организаторов в крае на первое занятие в «школу» пришли около тысячи ставропольцев.

– «Школа грамотного потребителя» – это площадка для открытого диалога между жителями, работниками сферы ЖКХ, и властью, – обратилась к собравшимся Ольга Силюкова. – Во многих регионах «школы» уже работают. Мы только начинаем, и всё же нам удалось создать просветительские центры в каждом муниципалитете. Надеюсь, что эти занятия помогут не только повысить коммунальную грамотность жителей, но и пробудят в них социальную активность.

Прийти на занятие в «Школу грамотных потребителей» может каждый желающий, независимо от того, входит ли собственник в Совет дома или просто хочет узнать о своих законных правах в сфере ЖКХ. Материал лекций можно изучать и самостоятельно: основные тезисы содержатся в презентациях на сайте краевого министерства ЖКХ . Сегодня в открытый доступ выложили две лекции, со временем на сайте появятся все остальные. Всего первый этап обучения состоит из 10 занятий.

У тех, кто лично посетит «Школу грамотного потребителя» будет важное преимущество. Они смогут задать практические вопросы преподавателям – сотрудникам местных администраций, которые курируют вопросы ЖКХ, и специалистам управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Как гласит закон

Первое занятие посвятили азам жилищного законодательства: какие права и обязанности есть у собственников помещений в доме, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, органов государственной и муниципальной власти, что входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. В Железноводске в роли преподавателя выступил начальник финансово-экономического отдела управления городского хозяйства Сурен Михитарян. Он сразу давал пояснения по вопросам, которые часто вызывают острые споры между жителями и управляющими компаниями.

Например, рассказал о том, что часть коммуникаций в квартире управляющая компания должна обслуживать и менять за свой счёт, а не за счётсобственника. Это касается входных кранов или радиаторов, если перед ними нет отсекающего крана. Эти коммуникации – часть общедомовой системы, несмотря на то, что находятся в квартире.

Из зала послышались возгласы: «Вы так управляющие компании разорите!». Многих участников занятия искренне удивляло, что преподаватели «школы» открывали тонкости коммунального законодательства, с которыми не были знакомы даже опытные управдомы. «Мы рассказываем вам, как должно быть по закону», – отвечали преподаватели.

Развернуть жилищно-коммунальную отрасль лицом к народу – такую задачу ставил перед министром ЖКХ Ольгой Силюковой губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Первый шаг на этом пути сделан: «Школа грамотного потребителя» заработала. По мнению министра, в будущем преподавателями в «школе» станут представители общественности: они поделятся успешным опытом энергосбережения, расскажут, как уменьшить общедомовые нужды до нуля (такие примеры есть в крае), как снизить тариф на содержание и текущий ремонт жилья, как создать ТСЖ и так далее.

Платёжка из Интернета

По графику занятия будут проводить каждый второй и четвёртый четверг месяца. Следующая лекция состоится 9 апреля. Её темой станет работа совета многоквартирного дома и правила проведения общего собрания собственников.

Мы обратились к Ольге Силюковой с просьбой рассказать, что узнают жители краяна следующем занятии?

– Ольга Александровна, в «школе» расскажут, кто имеет право собирать общее собрание?

– Да, обязательно. По Жилищному кодексу РФ, стать инициатором общего собрания может любой собственник. Он должен не менее чем за 10 предупредить об этом жителей дома, разместив объявления на видных местах. На информационных стендах возле подъездов, например. Причём, оповестить соседей надо не только о дате и времени собрания, но и о том, какой будет повестка. Причём протокол собрания должен отразить решения строго по повестке. На занятиях в «Школе» об этом расскажут более подробно.

– Сфера государственных услуг постепенно становится всё более прогрессивной. Многие россияне пользуются личными кабинетами налогоплательщика, заказывают загранпаспорт через сайт госуслуг. Придёт ли информатизация в сферу ЖКХ? Можно ли будет, к примеру, проголосовать на общем собрании через Интернет? Или пока это только фантазии?

– Вовсе нет! Такие возможности действительно появятся у ставропольцев в ближайшие годы. В марте по поручению губернатора края Владимира Владимирова представители министерства ЖКХ побывали на совещании в Москве, где обсуждали создание единой государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ. Мы только приступаем к созданию такой системы, но не за горами то время, когда ставропольцы, как и все жители страны, смогут зайти ГИС ЖКХ под своим логином и паролем и получить полную информацию о коммунальных и жилищных услугах в своём доме, состоянии дома. Также через эту систему жители многоквартирных домов смогут проводить заочные голосования на общих собраниях.

По планам разработчиков из этой системы к 1 января 2017 года можно будет распечатать свой платёжный документ.Иесли вдруг распечатать квитанцию не получится (из-за ошибки в системе), то собственник будет иметь полное право за услуги не платить!

– Как в магазине – если вам не выдали чек, можете не оплачивать товар?

– Да, так сказано в одном из положений 209 Федерального Закона, который регламентирует создание ГИС ЖКХ. Со временем эта система поможет обеспечить прозрачность отрасли ЖКХ. Видны будут и поставщики коммунальных ресурсов, и посредники, и объёмы, и начисления.

Собственник главнее

– Неужели каждый из нас сможет полностью проконтролировать всех поставщиков и исполнителей жилищных и коммунальных услуг? Это практически революционные изменения в отрасли! Ведь раньше общение с потребителями строили по принципу: «плати и не задавай вопросов».

– Мы ходим дать жителям информацию, как можно больше информации. Она станет инструментом, с помощью которого они смогут отстаивать свои права. Собственник – это главный субъект жилищно-коммунальной отрасли. И он должен по праву занять своё приоритетное положение.

Кроме просветительской работы в «Школах грамотного потребителя» мы планируем активно развивать сайт министерства ЖКХ Ставропольского края. Уже сейчас на нашем сайте есть ссылка на «коммунальный калькулятор», разработанный региональной тарифной комиссией (он позволяет жителям любого муниципалитета рассчитать примерную стоимость коммунальных услуг в своей территории). Также мы поместили на главной странице ссылку на онлайн-игру «ЖЕКА», с помощью которой можно научиться энергосбережению. И это ещё не все. На сайте министерства есть методические рекомендации по капремонту, типовая форма отчёта управляющей компании, методички по капитальному ремонту и многое другое. Со временем методических и просветительских материалов станет ещё больше.

Кто кого контролирует? 

– В «дорожной карте» по развитию жилищно-коммунального хозяйства края, которой будет руководствоваться в ближайшие годы министерство, есть пункт – развитие системы общественного контроля. Кто и кого имеет право контролировать?

– По Жилищному кодексу, общественным контролёром в сфере ЖКХ может быть каждый, подчёркиваю, каждый собственник. И вы, и я. Мы имеем право интересоваться любым вопросом в жилищно-коммунальной сфере и адресовать свои вопросы управляющим компаниям, ресурсоснабжающим организациям и властям.

– То есть, у общественных организаций, например, «ЖКХ Контроля» нет монополии на такую деятельность?

– Разумеется, нет. Ни одна общественная организация не может отобрать у собственника право контролировать «коммунальщиков». Наоборот, эти организации должны помогать людям добиваться правды, отстаивать свои права. На мой взгляд, основная миссия общественных организаций в сфере ЖКХ как раз и должна состоять в помощи конкретным людям в решении их конкретных проблем.

– Недавно активисты городского центра «ЖКХ Контроль» обратились за помощью к министерству, просили помочь с помещением. Чем закончилась эта история?

– Мы предоставили им такую возможность. Люди готовы работать, проводить встречи, участвовать в работе комиссий, в приёме граждан сотрудниками министерства. А начиная с 14 апреля, каждый вторник они будут проводить прием и консультирование граждан.

– Общественная организация «ЖКХ Контроль» продолжит работу в Ставрополе?

– Да, конечно. Активисты готовы работать в помещениях министерства, используя оргтехнику, каналы связи. Кстати, на таких условиях центры «ЖКХ Контроля» работают в других регионах. Причём нас приятно удивили знания и уровень подготовки наших общественников. Среди них есть блестящие специалисты по энергосбережению, по вопросам организации работы совета дома. Они готовы этими знаниями делиться. Мы надеемся, что вместе сможем помочь многим жителям края.

Желтая лента

Loading...
Истории Лавкрафта про разумные грибы с Юггота находят научное подтверждение

Эти грибы научились превращать живых в зомби

ИГИШ* угрожает России из Таджикистана

ИГИШ* угрожает России из Таджикистана

Комментарии (0)