Европротокол: сами разбирайтесь и быстро разъезжайтесь

Европротокол: сами разбирайтесь и быстро разъезжайтесь
Европротокол: сами разбирайтесь и быстро разъезжайтесь
В Ставрополе ежедневно происходит 40-50 аварий. В 25-30% случаев водители не вызывают сотрудников ГИБДД на место происшествия и оформляют ДТП самостоятельно. Причём они не просто могут, но даже обязаны это делать.
Сведения о количестве «самостоятельных» автомобилистов в краевом центре привёл на пресс-конференции начальник Ставропольского краевого управления ГИБДД Алексей Сафонов. Он отметил, что ещё три года назад заполнять извещения о ДТП (европротоколы) без посторонней помощи решались всего 1-3% участников ДТП.

Мою машину разбили. Нужно ли звонить в ГИБДД?

Обязательно привлекать к разбору ДТП автоинспекторов в трёх случаях: если есть пострадавшие, столкнулись более двух машин или между участниками нет согласия в вопросе, кто из них виновен. 

По словам представителей ГИБДД, классический случай для европротокола — это авария «один догнал другого». Часто такие ДТП происходят перед пешеходными переходами. Если оба водителя достаточно грамотны и ведут себя адекватно, споров о виновности между ними не возникнет.

Позвонить в ГИБДД участники аварии имеют право в любом случае. После первичного опроса дежурный, скорее всего, даст водителям указание как можно скорее освободить проезжую часть. Если автомобилисты будут долго разбираться и создавать пробку, их могут даже оштрафовать. Согласно пункту 2.6.1 ПДД, водители обязаны зарисовать схему происшествия, сделать фото и видео и убрать транспортные средства, которые создают помеху другим участникам движения. Не можешь или не хочешь — готовься заплатить 1000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.

Алексей Сафонов считает: абсолютно нормально, что автоинспекторов освободили от обязанности разбирать аварии «по бамперам». Их дело — обеспечивать безопасность движения и помогать в случаях крупных ДТП. С остальным водители справятся сами. Он также отметил, что за рубежом автомобилистам в таких случаях помогают страховые агенты, и это правильно. Но в России такая система пока не налажена.

Повреждения значительные, я не уверен в сумме ущерба

Европротокол позволяет водителям разобраться друг с другом и страховой компанией вообще без участия представителей ГИБДД. В этом случае сумма выплат ограничена 50 тысячами рублей. С заполненным бланком, фотографиями и видеозаписями водители могут сразу обращаться в страховую компанию.

Если водители не уверены, что им хватит на ремонт 50 тысяч рублей, это не освобождает их от обязанности самостоятельно фиксировать происшествие. (Напомним, если нет пострадавших, участников не более двух и они друг с другом согласны — деваться некуда, нужно «оформляться» самим).

Как действовать в этом случае? Первый этап происходит точно так же: водители рисуют схему ДТП, максимально фотографируют и снимают на видео место происшествия и все его следы: тормозной путь обоих автомобилей, осыпавшиеся осколки стекла, вмятины на машинах. В кадр должны попасть номера автомобилей, а замеры расстояния между ними делать не нужно. Затем с этими материалами участники ДТП отправляются в территориальное подразделение ГИБДД. В Ставрополе оно находится по адресу улица 3-я Промышленная, 41а.

В ГИБДД участники аварии пишут заявление о ДТП, дают объяснения инспекторам. Сотрудник Госавтоинспекции обязательно осмотрит оба транспортных средства и составит акт осмотра, чтобы внести затем все повреждения в справку о ДТП. Затем он определит степень вины каждого участника и вынесет протокол или постановление. Документы из ГИБДД водитель пострадавшей машины может представить в страховую компанию и получить компенсацию ущерба в необходимом объёме.

Раз я обязан заполнять европротокол, почему меня не научили?

Закон заставил водителей развить самостоятельность в вопросах оформления небольших ДТП с 1 июля 2015 года. Именно тогда вступило в силу соответствующее постановление российского правительства. Но ещё 26 декабря 2013 года Минобрнауки РФ выпустило приказ №1408, которым были утверждены примерные программы обучения водителей (в силу документ вступил в 2014 году). В этом приказе есть рекомендации преподавать будущим автомобилистам темы страхования и оформления ДТП.

Представители краевого управления ГИБДД заверили: в автошколах региона есть образовательные материалы по этим темам. Госавтоинспекторы проверяют их наличие при лицензировании школы. Если вы проходили обучение в 2015–2016 годах и ничего от преподавателей о европротоколах не услышали — это говорит о недостаточно ответственном подходе автошколы к работе.

Вдруг я ошибусь, и страховая не примет документы?

Этот вопрос — самый мучительный для участников ДТП, которые ещё не имели опыта заполнения европротоколов. На самом деле для страховых компаний выплаты самостоятельным водителям стали уже рутинным делом.

Историю успешного разрешения дорожно-транспортного происшествия без помощи ГИБДД рассказал пользователь ставропольского форума «BBS-SK.RU» с ником Napalm.

«Мимо моей стоящей на парковке машины не смогла проехать другая машина и совсем слегка поцарапала бампер. В виду мелочности ущерба решил попробовать и в порядке эксперимента не вызывать ГИБДД и оформить всё через так называемый европротокол», — пишет пользователь форума.

При заполнении извещения о ДТП мужчина отметил некоторые важные детали. В стандартном бланке два листа, проложенные копировальной бумагой. С лицевой стороны их заполняют одинаково через копирку, с обратной — это делает самостоятельно каждый участник ДТП. Лучше, если данные об автомобилях водители будут вписывать каждый своей рукой. В пункте №15 «Замечания» виновнику происшествия он рекомендовал указать, что тот признаёт вину в аварии, а пострадавшему — «В ДТП не виноват, вину признал другой участник».

Привязку к местности можно сделать через названия улиц и номера окрестных домов.

Каждому участнику ДТП рекомендуется не только взять свой экземпляр европротокола, но и сделать копию (или фотографию) чужого. Затем в течение пяти дней оба водителя обращаются в свои страховые компании, пишут заявление и прикладывают извещение о ДТП.

Дальнейшее развитие событий аналогично стандартной схеме возмещения ущерба при ДТП: сначала экспертиза повреждений, затем ожидание и выплата средств. В описанном случае от своей страховой компании водитель получил восемь тысяч рублей.

Желтая лента

Loading...
Истории Лавкрафта про разумные грибы с Юггота находят научное подтверждение

Эти грибы научились превращать живых в зомби

ИГИШ* угрожает России из Таджикистана

ИГИШ* угрожает России из Таджикистана

Комментарии (0)